Как Кристофер Ламберт перешел от провальных боевиков к артхаусной славе

Карьера съемок в провальных боевиках, выпускаемых сразу на DVD, обычно не является билетом в мир артхаусной славы, но именно так все случилось у Кристофера Ламберта.

Кристофер Ламберт представляет собой образ типичного "американца в Париже", пока он идет с Блэкберри в руке к столу, на котором его ждет бутылка "Кока-колы" и пачка "Марльборо". На фоне мраморного пола и канделябров холла парижского "Хилтона" его гардероб — джинсы, кеды и свитшот с закатанными рукавами — кажется продуманно не-французским. Зачем нужен шик, когда вы из Голливуда?

Но, хотя момент приятного узнавания и присутствует, все же это не тот Ламберт, который стал звездой "Горца" в 1986-м, со спутанной гривой светлых волос и пронзительными голубыми глазами. Сейчас у него аккуратно подстриженные седые волосы, зачесанные назад. Он пользуется очками — его близорукость настолько сильная, что ему часто приходится играть, мало что видя перед собой.

Если изменения в его внешности и заметны, они ничтожны по сравнению с откровением, каким является поворот в его профессиональной деятельности. Человек, который на протяжении 80-х и 90-х гг. снимался в однотипных футуристических боевиках и чей послужной список испещрен фильмами, вышедшими сразу на DVD и коммерческими провалами, получил поцелуй одобрения от Клер Дени, одного из самых уважаемых режиссеров Франции. Он уже не Кристофер Ламберт, звезда блокбастеров, объект нападок критиков и носитель чудовищных акцентов; он Кристоф, наследник французского кино, и артхаус — его дом родной. "Я хочу сниматься в других фильмах Я хочу сниматься в более глубоких фильмах" — говорит 53-летний актер. "В фильмах, где больше места человеческим эмоциям".

В последнем фильме Дени, гипнотическом "Белом материале", Ламберт играет белого фермера на африканской плантации кофе, который, в отличие от своей упрямо не обращающей ни на что внимание жены, понимает, что его семья должна покинуть это место, пока гражданская война не заставит их это сделать или пока они не погибли.

Все могут поражаться такой комбинации актера и режиссера, и больше всех этим удивлен сам Ламберт. "Я был очень счастлив, потому что, понимаете, играя в триллерах, фантастике и всем таком — я был абсолютно не тем актером, которому Клер предложила бы роль в своем фильме". Она не дала никаких объяснений, почему она выбрала его, говорит Ламберт, просто сказав, что наблюдала за ним как за актером "долгие, долгие годы".

В этом, возможно, и заключается разгадка этого кинематографического союза. Ведь если мы, англоязычная аудитория, знаем его практически исключительно как актера боевиков, продающихся в "уцененке", он в большей или меньшей степени покинул этот рынок около 5 лет назад. И хотя наименее добросердечные из нас могут сказать, что этот шаг был вызван необходимостью, а не волевым решением (такие фильмы, как "Крепость-2", "Адреналин" и три слабых продолжения "Горца" сделали мало хорошего для его репутации), он категоричен в своем утверждении, что его решение было вызвано исключительно желанием вернуться на европейский кинорынок.

"К этому я и должен был вернуться — к возможности сделать что-то вместе. А не просто быть частью конвейра или частью машины" — говорит Ламберт. "И это не значит, что я не снимусь больше в боевике, или в триллере, или в фантастике. Просто мне, как актеру, хочется вернуться к более деликатным вещам, и после 60 или 70 фильмов по крайней мере вы уже можете позволить себе роскошь выбора того, что вам хочется делать. Вот и все".

Ламберт не ломал долго голову, прочитав сценарий Дени, написанный ею вместе с прошлогодним лауреатом премии Гонкур, Мари Ндиайе, французско-синегальским автором, чьи тексты пронизаны той же чувственностью, что и образы режиссера. В "Белом материале" его герой, Андре, представляет собой полную противоположность недальновидной Марии (Юппер). Андре — реалист, понимающий, когда игра закончена. В его решимости уступить — сбивающая с толку смесь героизма и — в глазах Марии — трусости. Он считает, что сила фильма заключается в его исследовании наследия колониализма. "Я считаю, что эти люди сидят на тикающей бомбе, потому что нельзя брать столько у страны, ничего не отдавая взамен" — говорит Ламберт. "В какой-то момент у вас появятся проблемы".

Игра Ламберта была оценена по достоинству французскими критиками, является его самой высокого оцененным парижским киносообществом достижением с середины 80-х, когда он снимался с Катрин Денев в фильме "Слова и музыка" и получил "Сезар" за роль в "Подземке" Бессона. Но, учитывая, что он практически бросил французское кино ради Голливуда, Ламберт понимает, что многие из его соотечественников смотрят на него с определенным снобизмом. Не то что бы его это беспокоило. "Я никогда не был в этой кинотусовке, в любой кинотусовке. Я был таким и в театральном училище. Я не был частью какой-то группы, я был сам по себе, и в этом мой выбор".

Если Ламберту суждено было всегда находиться меж двух огней, и он так и не смог полностью не влиться ни во французское кино, ни в голливудское, по крайней мере, он смог привыкнуть к этому еще до того, как стал актером. Он родился в Соединенных Штатах в семье французского дипломата и воспитан в Женеве, переехав в Париж в период своей бунтарской юности. Теперь он в основном "живет в самолете" и не может нигде остаться больше, чем на пару месяцев. У него есть "основное место жительства" в Швейцарии, винный завод в Провансе и 16-летняя дочь от его брака с кинодивой 80-х Дайан Лэйн в Лос-Анджелесе. Чтобы завершить эту экзотическую картину, надо добавить, что последние три с половиной года он встречается с одной из самых обожаемых французских актрис, Софи Марсо. Она, кстати, сняла и снялась вместе с ним в триллере "Исчезновение Девилля", и после этого начался их роман.

Теперь он проводит время в основном в Европе и, хотя англоязычная аудитория может отвернуться от его нового, псевдо-звездного имиджа, Ламберт настаивает, что мало что изменилось. "Я пытался найти даже в боевиках в персонаже что-то большее, чем просто чистый экшн. Когда я прочитал сценарий "Горца", меня заинтересовала романтическая составляющая, та боль, что была внутри у главного героя, невозможность умереть и то, что люди, которых он любил, уходят из жизни раньше него".

Ах, "Горец". Двадцать четыре года спустя после его премьеры (и десять лет спустя после финальной части франшизы "Конец игры", которая, в свою очередь, вышла после ужасного "Горца-2" и немногим лучшей третьей части) Ламберта все еще оназывают на улицах Дунканом МакЛаудом. И, хотя у него нет планов возвращаться к этому — "четырех было достаточно" — он говорит, что возможность его появления в эпизодической роли в римейке ("подмигивание зрителям") обсуждалось. "Горец", говорит он, "обогнал свое время" в визуальном плане и до сих пор смотрится все новыми и новыми поколениями. Верный фильму и его легендарному саундтреку Queen, Ламберт даже посещал мюзикл We Will Rock You в Лондоне в прошлом году.

Раздражает ли его, что в каждое интервью с ним или разговоре с поклонником обязательно всплывает роль, сыгранная им более двух десятков лет? Не довлеет ли это над ним? "Нет" — отвечает он твердо. " Расстраивается ли Клинт Иствуд, когда его спрашивают о "Грязном Гарри"? Или Мел Гибсон, когда его спрашивают о "Безумном Максе", или Гаррисон Форд, когда его спрашивают об "Индиане Джонсе"? Я думаю, в чем-то хорошо иметь хотя бы одну вещь, делающую тебя бессмертным, правда?"

"Кино без границ" выпускает фильм "Белый материал" в прокат 1 июля

Из экшена в артхаус: звезды боевиков демонстрируют профессиональные актерские навыки
Сильвестер Сталлоне в "Полицейских" /Cop Land/ (1997)
Сталлоне сделал себе имя, молотя кулаками по телам в фильме "Рокки" /Rocky/ (1976), и надирая задницы в "Первой крови" /First Blood/ (1982), но он всегда тянулся к чему-то большему, чем к тупому мочилову. Отсюда взялись его регулярные появления в насупленных драмах вроде "Кулака" /FIST/, и в таких неубедительных комедиях, как "Стой, или моя мама будет стрелять" /Stop or My Mom Will Shoot/. "Полицейские", где он играет тугого на ухо шерифа небольшого городка, где живут коррумпированные полицейские из Нью-Йорка, наверное, лучшая роль в его карьере. Но, к сожалению, запомнится он нам не благодаря ей.

Жан-Клод Ван Дамм в "ЖКВД" /JCVD/
Обладатель черного пояса по карате и профессиональный балерун, "груда мускулов из Брюсселя" в 80-90-х шел примерно тем же путем: среди его фильмов были "Кровавый спорт" /Bloodsport/, "Кикбоксер" /Kickboxer/ и "Уличный боец" /Street Fighter/. В 1994-м году он попытался повысить ставки, сыграв в фантастическом фильме с говорящим за себя названием "Патруль времени" /Timecop/, но окончательно погрузился в пост-модерн два года назад с фильмом "ЖКВД" /JCVD/, тревожно близком к реальности фильме о звезде боевиков, чья карьера разрушена, рассказывающем зрителям во всех подробностях о своих проблемах с наркотиками и личной жизни.

Дольф Лундгрен в фильме "Джонни Мнемоник" /Johnny Mnemonic/ (1995)
Лундгрен служил морским десантником в шведских войсках; это делает его в миллион раз круче неженок типа Шварценеггера, и он стал отличным кандидатом на роли неуклюжих громил, до которых Арни уже не было дела после "Т2". Отсюда такие его фильмы, как  "Повелители вселенной", "Разборки в Маленьком Токио" /Showdown in Little Tokyo/ и "Универсальном солдате" /Universal Soldier/. Но даже Дольф не смог устоять перед соблазном сняться в чем-нибудь модном и остром, сыграв опасного противника Киану Ривза в экранизации романа Уильяма Гибсона.

Перевод Дмитрия Карпюка



Сайт управляется системой uCoz