Поиск причин для нового мятежа в фильмах Николаса Рэя

В следующем году на фестивале в Венеции состоится премьера новой версии его экспериментального фильма "Мы не можем пойти домой снова", а также будет представлена коллекция артефактов, прежде не демонстрировавшихся публике.

Когда Николас Рэй, новатор во многих областях кино и режиссер "Бунтаря без причины," умер от рака лёгкого в 1979, после него осталась значительная коллекция артефактов, которые так и не были представлены публике (за исключением пары случаев). Так, например, есть оригинальная напечатанная предварительная версия киносценария "Бунтаря" с новым сюжетным поворотом, в результате которого Платон (роль которого исполнил Сол Минео) стреляет в Джима (Джеймс Дин) и совершает самоубийство, падая на живую гранату. Так же вызывает интерес и незаконченное экспериментальное кино под названием "Мы не можем пойти домой снова" /We Can't Go Home Again/, которому Рэй посвятил последние годы своей жизни.

Вдова Рэя, Сьюзан, готовит сейчас новую законченную версию фильма. Ее премьера состоится в следующем году на Венецианском кинофестивале, к столетию со дня рождения ее мужа.

"Это был экспериментальный, весьма трудный фильм, и, думаю, почти мистический фильм, который сегодня особенно важен", сказала миссис Рэй. Живя в районе Согертье, в Нью-Йорке, она организовывала здесь хранилище оригинальных сценариев, заметок, примечаний и раскадровок, выставленных для продажи. Рэй работал над своим последним экспериментальным проектом с 1972 до 1976 со студентами, которым он преподавал в колледже Харпур в государственном университете Нью-Йорка в Бингемтоне. Ранняя версия картины была показана на экране на Каннском кинофестивале в 1973 году, но Николас Рэй до самой смерти продолжал изменять, переснимать и редактировать его. Режиссер даже придумал специальный термин для обозначения применяемого им метода — "mimage" (сокращение от "multiple image" т.е. многократное, многослойное изображение), где множество кадров одновременно спроецированы на экран.

Планируемый показ наконец даст киноманам шанс судить, был ли фильм "Мы не можем пойти домой снова" попыткой создать нечто новое и оригинальное или же оказался неудачным опытом. Один киновед назвал этот фильм "бардаком из бессвязных кусков пленки и неудавшихся проектов", которыми режиссер занимался в последние годы жизни.

В каком-то смысле его идеи опередили свое время. На экране Николас Рэй и студенты играют версии самих себя, и эта задумка хорошо вписывается в нынешнюю эру телевизионных реалити-шоу. Сегодняшние цифровые методы облегчили бы Рэю создание многих эффектов, которых он усердно пытался достигнуть при своих ограниченных возможностях.

Рэй и его студенты работали таким образом: они использовали Супер 8-миллиметровые и 16-миллиметровые форматы, а также первые видео технологии, проецируя различные изображения на экран и затем уже снимали полученный результат на 35-миллиметровую камеру, т.е. весь процесс был наглядным, аналоговым и очень трудоемким.

Такие режиссеры, как Абель Ганс, Жан-Люк Годар, Стивен Фрирз и Майк Фиггис использовали фрагментированные экраны, но, как сказал директор Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер, "изощренность и эмоциональная сила многократных изображений Николаса Рэя до сих пор не имеет себе равных, даже несмотря на то, что цифровые технологии делают эту технику легко доступной".

У вдовы Рэя есть оригинальные негативы, и она сказала, что планирует включить какие-то неиспользованные кадры в новое издание картины. На вопрос, уверена ли она, что вносимые ею изменения отразят взгляды ее покойного мужа, она ответила, что "с самого начала работала над фильмом вместе с ним".

Она добавила: "Конечно, я не могу сказать с полной убежденностью, каково было бы его окончательное видение. Я не уверена, что он сам знал это. Он походил на Пенелопу со своей бесконечной пряжей: он делал что-то в течение дня, а вечером рвал сделанное на куски".

В течение своих самых плодотворных лет в Голливуде, в 1950-ые, Николас Рэй глубоко влиял на поколение кинопроизводителей в Соединенных Штатах и Европе. Его ценили за  мрачные и таинственные, эмоциональные и экстравагантные фильмы, среди которых, конечно же, "Бунтарь без причины", "Джонни-гитара"(1954) "Они живут по ночам"(1948) и "В укромном месте" (1950) (Гарвардский  киноархив в Кембридже, Массачусетс., покажет ретроспективу Николаса Рэя (которая однако не включает фильм, "Мы не можем пойти домой снова"), с 9 июля до 9 августа).

Годар заявил однажды, что "Кино — это Николас Рэй" (Le cinéma, c'est Nicholas Ray)

"Бунтарь без причины," символ юношеского недовольства, был его самой известной работой. Хотя грандиозное окончание в предварительной версии сценария было пересмотрено, на части раскадровок видно, что Рэй набросал красными чернилами примечания касательно изменений диалога и положения камеры — они показывают, что его идеальный конец все же отличался от того, который взволновал зрителей.

Рей планировал, чтобы в Платона стрелял снайпер с крыши планетария. Крупным планом дан контур лица Дина, когда он висит на лестнице и смотрит, как тело Платона стремительно падает головой вниз, показывая драматическую напряженность, которую Рей хотел передать в заключительных кадрах.

Майкл Чэйкен, архивариус фильма, сказал, что такое окончание было бы намного более дорогим и трудным для съемок, и поэтому Рэй в последний момент изменил его. Чэйкен вместе с нью-йоркским букинистом Гленном Хоровицом занимаются сейчас продажей материалов Николаса Рэя.

Там также есть точно прорисованные углем раскадровки из последнего крупного фильма режиссера, "55 дней в Пекине" (1963), о так называемом боксерском восстании в Китае в 1900 году. На фотографии 1962 года виден Рэй, сидящий на фоне стены, которая вся увешана рисунками сцен фильма.

Рэй постоянно боролся с жестокой алкогольной и наркотической зависимостью, и в итоге был изгнан из Голливуда. Но он до конца был верен работам тех своих славных голливудских дней, как например старый, почти превратившийся в лохмотья и испещренный примечаниями сценарий фильма 1945 года "Дерево растет в Бруклине" /A Tree Grows In Brooklyn/, снятого его другом и наставником Элией Казаном, которому он служил ассистентом, но не был указан в титрах.

У миссис Рэй так же есть коллекция сценариев и предварительных сценариев незаконченных проектов, включая дизайн для цветастых костюмов, сопровождающих сценарий под названием "Городской блюз" с отрывными вкладными листами от 1976 года, который он написал вместе с Норманом Мейлером. Сценарий предлагался Рипу Торну и порнозвезде Мэрилин Чэмберс; и материал для фильма о "Чикагской семерке", организаторах протестов в 1968-м году на Демократическом Национальном Съезде в Чикаго.

Именно во время судебного процесса над ними адвокат обвиняемых зачинщиков протеста Уильям Кунстлер познакомил Рэя со Сьюзан.

Вдова режиссера думает, что показ в Венеции заставит многих пересмотреть свою оценку финальной работы Рэя. "В свои последние годы он сжег много мостов. Думаю, что прошло достаточно времени, плохое забыто, и теперь люди могут лучше оценить пророческую силу его произведений".



Сайт управляется системой uCoz