Ник Зедд: Король андерграундных фильмов

Ник Зедд — революционный режиссер, писатель, художник, актер, сатирик, журналист и премьер-министр кино Трансгрессии, движения, которое было основано им 25 лет назад в Нью-Йорке и отголоски которого все еще слышны по всему земному шару. Arthouse.ru публикует интервью Моники Казановы с Ником Зеддом из издания z96m.

Ник Зедд — революционный режиссер, писатель, художник, актер, сатирик, журналист и премьер-министр кино Трансгрессии, движения, которое было основано им 25 лет назад в Нью-Йорке и отголоски которого все еще слышны по всему земному шару. Используя множество псевдонимов, Зедд редактировал и издал новаторский "Бюллетень андерграудного фильма" с 84-го по 90-й год, раскрашивая от руки обложку каждого выпуска, рисуя портреты локальных знаменитостей на их страницах.

На страницах этого вручную отксеренного фэнзина Зедд изложил "Манифест кино трансгрессии" и открыл форум для продвижения самых провокационных и подрывных идей, пришедших из авангарда тех лет. Зедд считается гением из-за сформулированной им подрывной стратегии, давшей силы партизанам от режиссуры противостоять равнодушию доминирующей культуры и "цензуре упущения", разрушающей все связи между людьми благодаря использованию "разделенной всеми галлюцинации согласованной реальности". Он организовал мятеж и создал новый печатный орган, чтобы документировать его. В процессе он создал мем "трансгрессия", который владел умами критической мысли в нашей культуре последнюю четверть века.

Благодаря новаторским фильмам таким, как полиэкранный "Война — это менструальная зависть" /War Is Menstrual Envy/ и низкобюджетному сокровищу, снятому на 16 мм, "Экстаз в энтропии" /Ectasy In Entropy/, Зедд поставил шоковый эффект на службу ксеноморфозу, термину, изобретенному им для того, чтобы описать, что происходит с тобой, когда "стена альтернативной вселенной разбивает туннель вашей реальности и происходит нейрологическая перестройка". В этих фильмах "единство противоположностей" вызывает когнитивный диссонанс или атавизм, заставляя зрителей и участников меняться изнутри.

"Я погрузился в полной темноте в абстрактный мир порнографии Ника Зедда, и было мне видение, и вот что я увидел: Чума распространяется с небывалой скоростью, как фонтанирующий горячий источник или эякулирующий член. К тому моменту, как я увидел язык, облизывающий грудь с двумя сосками, я ясно увидел предсказание уродства от созданных людьми клонов. Вид крови, капающей из перерезанного запястья на заплесневелый пол, привел меня к выводу, что неожиданная смерть и гонка вооружений волнуют нас из-за присущей людям халатности в последнюю очередь. Ник Зедд сознательно показал, что он не режиссер. Он в большей степени пророк, ясно показывающий свои видения всему человечеству" - заявлял Чэйз Спринг в Sleazegrinder.

"Ник Зедд снимает полное насилия, извращенное артхаусное кино из ада — это мой режиссер" — Джон Уотерс.

"В его работах присутствует небывалая энергия и ничем не сдерживаемое воображение...запретных, возможно, даже злых, извращенных, безбожных" — говорит Йонас Мекас.

Ни с чем не сравнимый опыт просмотра его фильмов, описанный Хеддом в его "Теории ксеноморфоза", создал целую армию последователей среди ценителей его творчества и половодье положительных критических отзывов: "Deathtrippin" Джека Сарджента, "Искусство, которое убивает" /Art That Kills/ Джорджа Петроса и документальные фильмы No Age New York, Llik Your Idols и Blank City исследуют влияние, оказанное мятежным, сатанистским, гедонистическим и непроницаемым творчеством Зедда.

Сотрудничая с Генри Роллинзом (впервые опубликовавшим его автобиографию "Тотем извращенцев" /Totem of the Depraved/), Ричардом Керном, совместно с которым он снял и и сыграл главную роль в Thrust in Me, Sonic Youth (саундтрек к Wargasm), Лидией Ланч ("Дикий мир Лидии Ланч" /The Wild World of Lydia Lunch/), Ричардом Хеллом (Geek Maggot Bingo), Энни Спринкл, Тэйлором Мид и Рев Джен (сериал для кабельного канала "Эльф Электра"/Electra Elf/), а также сотрудничая с последним при создании таких шедевров, как "Повелитель колец для членов" /Lord of the Cock Rings/ и "Я был качеством нарушения жизни" /I Was A Quality Of Life Violation/, Ник Зедд создал целый волшебный театр нашего времени. При этом он избегал внимания газет, школ, музеев, галерей, журналов и мэйнстримовых СМИ на протяжении десятилетий. Он — корифей авторского кино для народа.

"Фильмы Ника Зедда — это легенда. Он по настоящему значимая фигура в нью-йоркском андерграунде. Теперь у нас есть его первая книга ("Тотем извращенцев"), и я советую её всем, кого интересует грубая, темная сторона нашей чересчур структурированной культуры" — Джим Джармуш.

Пользуясь своим осознанным статусом дилетанта, делающего новые открытия, Зедд снял такие бескопромиссные фильмы, как свою интерпретацию Ницше "Так пялил Заратустра" /Thus Spake Zarathustra/ и короткометражку "Мальчик с пальчик" /Tom Thumb/, явно повлиявшую на фильм Педро Альмадовара. Другие фильмы, созданные под влиянием Зедда — "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна, "Плохой лейтенант" Абеля Феррары и реклама Пицца Хат, укравшая эпизод с человеком, которого сбивает гигантский кусок сыра из фильма Electra Elf.

Анализ существования от Зедда сделал его одновременно парией и визионером для многих, особенно после событий 11 сентября, в век конформизма и массового обмана.

"Как потребителей, нас каждый день подвергают огромной Симуляции, придуманной элитой чтобы лишить нас нашей автономности, сделав ментально зависимыми от социальных интернет-сетей, реалити-шоу, спортивных состязаний и фальшивой политической борьбы с предопределенным результатом, восстанавливающим косметически подправленный статус-кво. Благодаря поглощаемой дезинформации мы стали жертвами науки контроля над разумом. Нам кажется, что мы сами интерактивно принимаем решения, в то время как сами того не зная, мы подвергаемся постоянным отвлекающим маневрам из самых разных источников. Нас заставляют верить, что у нас есть общность с невидимыми людьми с вебсайтов, созданных чтобы следить за нашими предпочтениями и укреплять иллюзию нашей личной свободы. Конечный результат этого огромного, почти религиозного подавления информацией, распространяемой через компьютерные экраны — пассивное население, не появляющееся на улицах (кроме вылазок на работу и за продуктами), политически кастрированное, но сдержанное благодаря преклонению перед иконами (актерами, политиками, певцами, моделями, спортсменами и другими марионетками в руках невидимых спонсоров и невидимых кукловодов" — говорит Зедд.

 Зедд заплатил огромную цену за свое реальное диссидентство - он действует в виртуальном андеграунде, его игнорирует или демонизирует доминирующая культура, которая настолько боится настоящей революции.

Зедд появляется на обложках итальянских книг о кино. Турецкие и бразильские режиссеры шлют ему по почте объяснения в любви. В Англии о нем издают книги, но Зедд настаивает на том, что он не является знаменитостью. "Это правда только тогда, когда чужие матери узнают тебя". Однажды вечером 1989-го Зедд устроил ретроспективу своих фильмов в МоМа. "Я был шокирован тем, что зал полон. Публика была в еще большем шоке, посмотрев мои фильмы". Копия одного из самых сильных фильмов Зедда, "Полицейское государство" /Police State/, находится в собственности Музея современного искусства.

"Полицейское государство", включенное в DVD-издание "лучших хитов" Зедда, "Ненормальный", рассказывает о молодом бунтаре, которого на улицах Нижнего Ист-сайда арестовывает чрезмерно усердствующий полицейский (его играет Уилоуби Шарп). В местном участке парень (Зедд) встречается с постоянно меняющимся составом садистов-полицейских, которых играет ветеран Аттики Флип Кроули и Рокетс Редглэр. Они подвергают его серии нелепых и пугающих тестов, чтобы сломить его разум. "Полицейское государство", черная комедия, обличающая жестокость полиции, закрепил репутацию Зедда, как настоящего анархиста и мастера политической сатиры до печально известного бунта на Томпкинс Сквер, вызвавшего массовые погромы и недолговечное сопротивление поддерживаемому государством расселению в нижнем Ист-Сайде. Приблизительно в это время Зедд объединяется со сквоттерами и вламывается в пустующее здание, чтобы создать сквот, существующий и по сей день, как альтернатива феодальной системе домоуправления, подавляющей миллионы людей в капиталистических странах. Зедд считает хищнический капитализм, государственный терроризм, корпоративную глобализацию и доумоуправление основными источниками подавления, которые нужно свергнуть революционным путем.

Другим режиссерам удалось уговорить Зедда появиться в их фильмах. Он играл в "Теперь отдайся мне" /Submit to me Now/, "Что насчет меня" /What About Me/ (с Джонни Сандерсом, Ди Ди Рамоном, Ричардом Хеллом и Грегори Корсо), "Тени в городе" /Shadows In The City/ (с Джеком Смитом, Эмили ДиАнтонио и Кемброй Фалер), "Иона в пустыне" /Jonas in the Desert/ (с Бликсой Баргельд и Ниной Хаген) и многих других.

Тексты Зедда включены в антологии "Низкая квартплата" /Low Rent/, "Пойманный" /Captured/, "Верх есть верх, но и них тоже" /Up is Up but so is down/, "Андеграунд США", "Нет такой вещи, как бесплатная поездка" (No Such Thing as Free Ride) (антология рассказов о хитчхайкерах) и "Радий (из Швеции)".

Сборники его фильмов включают в себя "Укради это видео" /Steal this Video/ (издано Film Threat в 90-х), "Ненормальный: Кино Ника Зедда" (Rubric 2001), Geek Maggot Bingo, War is Menstrual Envy и Generation Z (все на MVD). 4-дисковый бокс-сет телесериала Зедда, "Приключения эльфа Электра"/The Adventures of Electra Elf, был издан MDVв апреле.

Зедд недолго, с 1999-го по 2000-й был лидером нойз-группы Zyclon B, играя digital hardcore и записал сингл на Rubric Records ‘Consume or Die', который стал настоящим раритетом в среде коллекционеров. За последние пару лет Зедд проявил себя как художник и дизайнер одежды, продавая сделанные вручную худи, майки и юбки через интернет и иногда через магазины. Эти вещи можно купить на его сайте nickzedd.com, где также продаются его тексты и фильмы.

Моя первая встреча с Ником Зеддом произошла в подвале рок-н-ролльного клуба в Элдридже, где должна была выступать группа моей подруги Изабеллы. В промежутках между выступавшими группами на экран перед сценой проецировали его фильмы, где голая женщина, выкрашенная в оранжевый цвет, занималась сексом с осьминогом. Кадры с изуродованными зародышами предшествовали документальным кадрам военной хроники; живые солдаты с наполовину оторванными лицами; исследование тем, которые не увидеть по ТВ, в кино и в интернете по причине их табуированности и дурновкусия. На самом деле эти запреты можно объяснить тем, что война — прибыльное занятие для оборонного комплекса, частных охранных предприятий и оружейных баронов, которые контролируют корпоративные СМИ. (Вечная война ради вечного мира не должна вызывать вопросов у масс). Заинтригованная  потоком образов, льющимся с экранов, наперекор негласному закону, что в публичных местах надо "быть тупым", "идти в ногу" и "не волноваться, быть счастливым", я подошла к высокому худому человеку в черном блейзере и розовой мятой рубашке и попросила взять у него интервью. К моему облегчению, он согласился.

Когда вы начали снимать фильмы и какой был у вас первым?

В 1979-м я снял на Super-8 работу под названием "Они едят мразь" /They Eat Scum/, а в следующем году — короткометражку "Богус мэн" /The Bogus Man/ о заговоре ЦРУ с целью клонировать президента.

Каково было тогда по сравнению с нашим временем? Уорхол оказал огромное влияние на андеграундное кино в 60-е, потом его подстрелили и он стал более заинтересован в зарабатывании  денег, рисуя портреты диктаторов и их жен и общении со сливками общества в 70-е.
Надо было заполнить пустоту, образовавшуюся после того, как закончились шестидесятые. СМИ повернулись в другую сторону, когда появился панк. В результате зарабатывать деньги перестало быть основным фактором в уравнении при создании чего-то нового. Это дало нам свободу делать новые и опасные вещи. Существует чистота видения, когда то, что вы делаете, вы делаете для удовольствия, учась на ошибках, что и есть основа дилетантизма, очень оклеветанного термина. Каждый ребенок знает это, а взрослые пытаются выбить из детей подобные мысли. Дилетанты делают новые открытия и двигают вперед человеческую мысль. Это видно на протяжении всей истории.
Профессионализм — проклятье, смирительная рубашка для любого новаторства и зависимость от неё художников, политиков и людей, облеченных властью, отняла у нас всякое возбуждение, удивление или радость. Моя работа — антидот этому заболеванию. В наши дни слишком многие люди выдают себя за режиссеров, ожидая денег или аппаратуры, чтобы достичь своих целей. Я живу в мире "покажи мне". В противном случае — заткнитесь.

Как вы находили зрителей на протяжении последних 5 лет?
Я находил зрительный зал и снимал, используя местных актеров, на одолженные цифровые камеры, пока я не смог позволить себе купить свое собственное оборудование. Лучшие места, в которых я снимал и показывал снятое зрителям, всегда оказывались самыми ненадежными — либо их закрывали власти, либо разрушали враждебные домовладельцы. Это как какой-то вселенский закон. Но я успевал высосать всю творческую энергию из места до того, как это случалось, потом перебирался в новое место. Либо делал перерыв и занимался писательством или начинал делать что-то новое, например, рисовать. Трещины на фасаде нашей тюрьмы-планеты могут разветвляться в самых неожиданных направлениях. Когда меня не пускали ни в одно из мест в Нью-Йорке, я снял низкобюджетный телесериал и показывал его на каналах общего пользования, чем привлек еще более широкий круг зрителей...

О чем был сериал?
"Приключения эльфа Электра" — сатирический боевик/приключенческий фильм, главный герой которого — говорящая чихуахуа по имени Флаффер, летающая повсюду на крылатом скейтборде со своей хозяйкой, супер-эльфом, чья секретная личность — Дженнифер Своллоуз, репортер для журнала "ЖОПА". Во многх сериях им предстоит столкнуться с самыми разными злодеями, среди которых — Биполярный Медведь, накачанный транквилизаторами невротик, страдающий от перепадов настроения; Повелитель Личинок, большой червяк, изготавливающий туристов для захвата районов или Ианталус, бывшая женщина-рестрер, летающая на летучей мыши с нацистской лягушкой по имени Гангрена.

В фильме "В гостях хорошо, а чума лучше" /No Plague Like Home/ мы раскрываем план правящей элиты по вживлению микрочипов в детей как способ расширения сети мирового контроля и глобального слежения.  Напыщенный инопланетянин на миниатюрной летающей тарелке сообщает нам об опасностях, связанных с просмотром телевидения: ваш мозг через 30 секунд входит в фазу "альфа", отключая всякую способность к критическому мышлению и делая из вас идеальный объект для промывки мозгов. События 11 сентября тоже обсуждаются, только чуть позже.

Как люди, не живущие в Нью-Йорке, могут увидеть эти серии?
MVD должны выпустить бокс-сет в апреле.

Каково было работать со звездой фабрики Уорхола Тэйлором Мидом на съемках фильма "Экстаз в энтропии" и изобретателем панк-рока Ричардом Хеллом на фильме Geek Maggot Bingo?
Очень полезно. Тэйлор прекрасен для немого кино, кроме того он работает задаром. Ричард оказался настоящим спецом по чтению карточек с текстом, когда он играл ковбоя, заблудившегося в лесу.

Вы часто используете карточки с текстом для актеров, которые не заучивают свои реплики?
Конечно. Мы не можем позволить себе радиомикрофоны или телесуфлеров. Если бы актеры могли запомнить текст, мы бы сэкономили состояние на плакатной бумаге и маркерах.

Есть ли какие-нибудь мексиканские фильмы, которые вы бы порекомендовали?
Приходят на ум "Женщины-рестлеры против Мумии ацтеков" / Wrestling Women Vs. The Aztec Mummy/ и "Алукарда" /Alucarda/, а так же любой фильм с Лореной Васкес, с которой я недавно встретился на фестивале мексиканского сай-фай-китча в Трайбеке. Казалось, что она стыдится собственных фильмов, которые нам очень нравятся.

Какие еще фильмы или сериалы вы бы порекомендовали нашим читателям?
Все, что снял Коффин Джо (Хосе Мохика Маринш) в Бразилии. Я также большой поклонник японского сериала 60-х "Джонни Сокко и его летающий робот" /Johnny Sokko And His Flying Robot/. И, конечно же, лучший телесериал до появления "Эльфа Электра" — "Темные тени". Мне понравился "Zeitgeist" и все фильмы Алекса Джонса, особенно "Обман Обамы" /The Obama Deception/, Terrorstorm, Martial Law и Endgame.

Раз съемки вашего сериала закончились, что вы планируете делать дальше?
Я начал писать маслом на полотнах, это для меня нечто новое. Я бы рекомендовал это каждому, кто хочет открыть в себе новые стороны; поменять обстановку. Я также начал линию сделанной вручную одежды. Я снова готов крутить пластинки и ставить мультимедийные шоу с видео и кинопроекциями, если кого-то это может заинтересовать.

 
Фильм Ника Зедда "В гостях хорошо, а чума лучше" на YouTube

2010, Моника Касанова для сайта http://www.zoom96.com/
Перевод Дмитрия Карпюка



Сайт управляется системой uCoz