К 50-летнему юбилею фильма Жан-Люка Годара "На последнем дыхании"

Режиссеры, критики и кураторы отдают дань революционному полнометражному дебюту в кино Жана-Люка Годара. Arthouse.ru публикует перевод текста из нью-йоркского Time Out.

"Все те эстетические загвоздки, сбои и отклонения, сам способ, как все происходит, абсолютное хладнокровие Джин Сиберг и Жана-Поля Бельмондо — "На последнем дыхании" смотрится не как кино о юности, а как сама юность! Годар думал, что он был режиссером, но он — настоящий  поэт, и эта его работа совершила настоящий прорыв. И в открывшуюся пробоину на ошеломленных зрителей хлынула Свобода."
Оливье Ассайяс, режиссер фильмов "Летнее время", "Демон-любовник"

"Это было похоже на сплав джаза и философии — и ощущалось в содержании фильма, его стиле и общем настрое. Это был первый фильм из всех, что я когда-либо видел, заставивший меня проникнуться самой сутью завораживающего анархического мятежа молодости. Этим фильмом Годар сделал кино искусством эпохи; умные, творческие молодые люди внезапно мечтали снять большое кино, так, как раньше мечтали написать большой роман. Для многих из нас кино имело эффект, подобный тому, какой оно имело для Годара — мы внезапно стали думать о кино как об уникальном интеллектуальном поиске.
Ричард Броди, автор "Everything Is Cinema: The Working Life of Jean-Luc Godard"  ("Все есть Кино: Жизнь и работы Жан-Люка Годара")

"На последнем дыхании" стало моим первоначальным киноопытом; после этого искусство стало формировать мою жизнь.""На последнем дыхании", может, и не обязательно лучший фильм французской Новой Волны, но он бесспорно, ухватил дух этого движения лучше, чем какой-либо другой. Видя, как Годар разбирает на части свою любовь к жанру, и даже как он деконструирует ее (как в абсолютно смехотворном финале, где Белмондо умирает) — уже есть вдохновенный предмет страсти сам по себе. А Джин Сиберг? Она несравненная!"
Джонатан Демме, режиссер фильмов "Молчание ягнят", "Филадельфия", "Джимми Картер: Человек с Великих Равнин".

"Я помню, как люди считали, что это просто куски какой-то фигни, хлама. Они никак не ожидали, что сейчас наступит революция. Камера могла двигаться, куда угодно, и делать все что угодно. У маниакальности Годара была подоплека; он снимал на пленку, оставшуюся от других кинопроектов. Именно поэтому монтаж был настолько резким и частым. Каждый недостаток этой ленты стал стилем, который мы затем смогли широко использовать. Возьмите, к примеру, "Паранормальное явление" Орена Пели. Это, определенно, один из внуков Годара, где камера становится участником действа. Когда Годар с головой ушел в марксизм, он совершенно утратил это. Но в этом фильме он творил чудеса."
Уильям Фридкин, режиссер фильмов "Французский связной", "Изгоняющий дьявола", "Глюки"

"Фильм стилистически сырой, как будто бы было снят в лихорадочном бреду, и все же это картина редкой красоты. Картина в высшей степени иронична, но при этом абсолютна верна самой себе. Она полностью антисентиментальна и в то же самое время вы редко где встретите более романтичную историю. Если определение интеллекта — это способность без труда удерживать в уме две противоположные идеи, то "На последнем дыхании", наверное, самое интеллектуальное кино, когда-либо снятое."
Джеймс Грэй, режиссер фильмов "Маленькая Одесса", "Любовники"

"Когда "На последнем дыхании" на конец выпустили в Оттаве, где я вырос, в кинотеатры пускали только тех, кому 18 и старше... к числу которых я не относился. Тогда я сел на поезд и поехал в Монреаль, чтобы увидеть фильм без английских субтитров, и поэтому мои воспоминания о картине очень сексуальные — девушка в футболке и парень в трусах, оба в постели  — так что я не хотел пересматривать фильм долгое время. Когда же я наконец сделал это, то понял, что непринуждённый эротизм фильма не захватил меня, но мое дыхание сперло от того, как все соединялось в одно великолепное, органическое целое — от самодвижущихся эллипсов до роскошных объятий".
Лоуренс Кардиш, кинокуратор Нью-Йоркского музея современного искусства /MoMA/

"Мой старший брат брал меня с собой на уроки в киноколледже; я посмотрел фильм либо там, либо по местному каналу Службы общественного вещания в пятницу ночью, когда показывали иностранные фильмы. Фильмы Годара непосредственно не влияли на мою работу так, как скажем, фильмы Эрика Ромера, но эта его дебютная картина — одна из тех, смотреть которые огромное наслаждение; я поставил бы ее рядом с "Волшебником страны Оз" или "На север через северо-запад". Никакой режиссер никогда не плясал под свой собственный ритм дольше, энергичнее и упорнее. "На последнем дыхании" — фильм, который заставил меня страстно захотеть спуститься в кроличью нору вслед с ним".
Нил ЛаБьют, режиссер фильмов "В компании мужчин", "Сестричка Бетти", "Образ вещей"

"Как и все значительные фильмы, "На последнем дыхании"  Жана-Люка Годара, снятый 50 лет назад, возвращают нас к недавнему яркому прошлому Шарля де Голля и Дуайта Эйзенхауэра, Джин Сиберг и Жана-Пола Бельмондо. Запомнился в своей яркой эпизодической роли, прославленный оппонент новой волны Жан-Пьер Мельвиль. Кинематограф с тех пор перенял и усвоил резкие монтадные склейки Годара и его одаренного оператора Рауля Кутара, но царившее в фильме устойчивое настроение юношеского фатализма всегда остается актуальным."
Эндрю Саррис, критик

""На последнем дыхании"  — это ось, вокруг которой вертится история кино".
Пол Шредер, режиссер фильмов "Конвейер", "Американский жиголо", "Мисима: Жизнь в четырёх главах", сценарист фильмов "Таксист" и "Бешеный бык"

Перевод Андрея Сергиева



Сайт управляется системой uCoz