Неделя французского кино в кинотеатре "Пионер" с 30 мая по 6 июня

С 30 мая по 6 июня в кинотеатре "Пионер" пройдет Неделя французского кино, на которой будет представлена обширная программа лучших картин Франции. Запланированы показы новых фестивальных фильмов, собравших награды критики и фестивалей по всему миру, а также ретроспективы двух классиков — Оливье Ассаяса и Алена Рене. Кроме того, детям покажут отдельную программу фильмов.

Бывший критик Cahiers du cinema и один из крупнейших современных режиссеров Франции Оливье Ассаяс лично приедет в Москву, чтобы представить свою картину "Летнее время". Этот фильм был снят при поддержке знаменитого Музея Орсэ, в котором происходят ключевые сюжетные сцены. "Летнее время" исследует на примере взаимоотношений разных поколений одной семьи процессы изменения французского общества и стиля жизни. Благодаря своей вдумчивой интонации и восточной созерцательности (а Ассаяс считается одним из главных специалистов по азиатскому кинематографу), этот фильм оказался очень востребованным на экранах по всему миру и особенно в Америке. Лос-анджелесские, нью-йорские и бостонские кинокритики однозначно сошлись на том, что это лучшая зарубежная лента прошлого года. Показ в Москве сопровождает ретроспектива Ассаяса, на которой он представит свои хиты — "Ирму Веп", "Очищение" и документальную ленту "Эльдорадо", посвященную современной хореографии.
 
Кроме того, в современную программу вошел "Человеческий фактор" Николя Клотца — корпоративный триллер с Матье Амальриком в главной роли, рассказывающей о том, как память о Холокосте продолжает влиять на современную жизнь. Другая заметная картина — комедия положений "Первый встречный" Жака Дуайона, прославившегося картинами о подростках, которых приходится жить взрослой жизнью. Актерским бенефисом Мишеля Пикколи стала картина "Крыши Парижа", где он исполнил одну из своих самых значительных и драматичных ролей последних лет. "Офис Бога" представит в России новое режиссерское имя — Клэр Симон, фильм которой был показан в престижной Каннской секции "Двухнедельник режиссеров". Она тоже приедет в Москву, чтобы лично рассказать о собственном творчестве.
 
Для любителей классики на фестивале пройдет отдельная ретроспектива патриарха Новой волны Алена Рене, продолжающего активно снимать новые картины и получать за них награды крупнейших фестивалей. На Неделе французского кино будут показаны работы, дающие представления о разных периодах его творчества: от эпохального "В прошлом году в Мариенбаде", поставленного вместе с Аленом Роб-Грийе, до "Сердец" 2006-го года, принесших режиссеру Серебряного льва в Венеции. А детям покажут отреставрированную копию "Каникул господина Юло" Жака Тати — другого классика, которого часто называют французским Бастером Китоном, и альманах "Ребячество", составленный из короткометражных работ разных режиссеров.
 
ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ
 
Оливье Ассаяс

Оливье Ассаяс родился в Париже в семье кинематографиста Жака Реми. Именно с помощи отцу началась его карьера в кино. С 1980 по 1985 он пишет статьи для главного французского киноведческого журнала Кайе дю синема (Cahiers du cinéma). В эти же годы он снимает свои первые короткометражные картины и пишет сценарии, в том числе и к знаменитым картинам Андре Тешине "Свидание" и "Место преступления". В 1986 он завершает свой полнометражный дебют "Беспорядок". Признание достаточно быстро приходит к Ассаясу, уже в 1984 он представляет в каннской программе "Особый взгляд" свой фильм "Холодная вода", а в 1996 снимает один из своих самых известных фильмов "Ирма Веп", с которого начинается сотрудничество с его музой — Мэгги Чун (именно работа у Ассаяса принесет ей восемь лет спустя премию в Каннах за лучшую женскую роль). Он снимал таких звезд, как Жюльетт Бинош, Азия Ардженто, Изабель Юппер. Ассаяс написал несколько книг, в частности, о Бергмане и о гонконгском кинематографе. Широкий кругозор, врожденный интеллектуализм и интерес к восточной традиции отчетливо сказались на узнаваемой авторской манере режиссера.
Мастер-класс 31 мая 2010 в 22-00

Клэр Симон

Имя Клэр Симон уже известно российским киноманам по фильму "Жаркое лето", демонстрировавшемуся на фестивалях французского кино. Она входит в привилегированный пул режиссеров, которым отдает предпочтение престижная каннская секция "Двухнедельник режиссеров", в программе которого Симон дебютировала со своим полнометражным фильмом и продолжает представлять новые картины. Это режиссер, с одинаковым вниманием относящийся как к документальному кинематографу, так и игровому, что находит непосредственное отражение в её творчестве. На счету Клэр Симон разнообразные награды, среди них — приз на кинофестивале в Авиньоне и Гран-при фестиваля в Бельфоре Entrevues. Она преподает в престижной французской киношколе FEMIS.
Мастер-класс 1 июня 2010 года в 22-00
 
Расписание фестиваля:

30.05.2010  Воскресенье
19-30 Открытие:  Летнее время
22-00 Офис Бога
 
31.05.2010  Понедельник
17-30 Ирма Веп
19-30 Очищение
22-00 Мастер-класс Оливье Ассаяса
 
01.06.2010   Вторник
19-30  Офис Бога
22-00  Мастер-класс Клэр Симон
 
02.06.2010 Среда
19-30 Человеческий фактор
22-00 Эльдорадо
 
03.06.2010 Четверг
19-30 Первый встречный
22-00 Крыши Парижа
 
04.06.2010 Пятница
19-30 По направлению к нулю
22-00 Летнее время
 
05.06.2010 Суббота
12-00 Каникулы господина Юло
19-30 Старая песня
22-00 В прошлом году в Мариенбаде
 
06.06.2010 Воскресенье
12-00 Детская программа "Ребячество"
19-30 Мелодрама
22-00 Сердца
 
ПРОГРАММА НЕДЕЛИ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
 
РЕТРОСПЕКТИВА ОЛИВЬЕ АССАЯСА
 "Летнее время" (L'heure d'été)
Драма, 102 мин., Франция, 2008
Режиссер: Оливье Ассаяс
В ролях: Жюльетт Бинош, Шарль Берлинг, Жереми Ренье, Эдит Скоб, Доминик Реймон
В аристократическом загородном доме собирается семья, чтобы отметить 75-летие Элен. Её дети видят друг друга не так уж и часто, поскольку судьба их раскидала по разным городам. Сама же Элен живет исключительно памятью о своем дяде, известном художнике, опасаясь, что все воспоминания о нём уйдут вместе с ней в могилу. После её смерти детям нужно решить судьбу богатейшего наследства матери. Оливье Ассаяс настаивает на схожести его новой картины с восточным кинематографом, созерцательность и особый ритм которого он привнес в типично французскую историю. "Летнее время", единогласно признанное ассоциациями американской критики лучшим иностранным фильмом прошлого года, наследует традиции семейного романа и импрессионистской живописи. Последнее неудивительно, поскольку фильм снят при поддержке знаменитого Музея Орсэ, в котором происходят ключевые сцены.
 
Очищение (Clean)
Комедия/драма, 99 мин., Франция, 2004
Режиссер: Оливье Ассаяс
В ролях: Мэгги Чун, Жан-Пьер Лео, Натали Ришар, Бюлль Ожье, Лу Кастель, Трики
Известная рок-звезда Ли Хаузер погибает от передозировки наркотиками. Его жена — певица Эмили — принимает решение завязать с пагубной зависимостью, начать новую жизнь и вернуть себе сына, живущего у её родителей. В Нью-Йорке Эмили ждет продюсер, готовый дать новый старт её карьере, и ей теперь придется сделать непростой выбор между своим творчеством и попыткой вернуть семью... Ассаяс снял этот фильм, уже после развода с Мэгги Чун, получившей за эту роль награду на Каннском кинофестивале. Ассаясу хорошо знакома тематика фильма, поскольку он сам является меломаном и в свое время писал о музыке. В эпизодических ролях появляется знаменитый трип-хоп певец Трики с музыкальным номером, а также группа Metric.
 
 "Ирма Веп" (Irma Vep)
Комедия/драма, 99 мин., Франция, 1996
Режиссер: Оливье Ассаяс
В ролях: Мэгги Чун, Жан-Пьер Лео, Натали Ришар, Бюлль Ожье, Лу Кастель
 
Знаменитый французский режиссер (Жан-Пьер Лео) пребывает в тяжелом творческом кризисе. Для своего нового проекта он принимает решение реконструировать немой авантюрный сериал Луи Фейада "Вампиры", снятый в 1915 году. Правда, в его ремейке должны сыграть главную роль гонконгская кинозвезда Мэгги Чун. "Ирма Веп" — один из самых известных фильмов Ассаяса, с которым он попал в конкурс каннского "Особого взгляда". Именно с него началось его сотрудничество с актрисой, ставшей его музой. Картина представляет критичный и в то же время ироничный взгляд на современное авторское кино. Кроме того, это дань восточному кинематографу, большим специалистом по которому во Франции считается сам Ассаяс.
 
 "Эльдорадо"
Документальный, 90 мин., Франция, 2008
Режиссер: Оливье Ассаяс
В ролях: Анжелен Прельжокаж, Карлхайнц Штокхаузен
 
В 2005 году знаменитый французский хореограф Анжелен Прельжокаж отправился в кельнскую студию Карлхайнца Штокхаузена. Композитор дал ему послушать свой последний опус Sonntags Abschied ("Воскресное прощание") и предложил его поставить на сцене. Это произведение глубоко верующего человека, рассчитанное на пять синтезаторов. Сложная партитура навеяла хореографу идею о потерянном рае. Большая часть фильма Оливье Ассаяса снималась в хореографическом центре Анжелена Прельжокажа в Экс-ан-Прованс. Картина прослеживает всю историю создания спектакля: как произведение одного художника перекликается с произведением другого, как хореографическая мысль развивается в ходе репетиций, разговоров, проб. Камера держится на максимально приближенном расстоянии к танцорам и хореографу, улавливая каждое движение, каждый жест, передавая текучесть хореографии, построенной на многочисленных дуэтах. Кроме этого, Ассаяс включил фрагменты бесед Прельжокажа с Штокхаузеном, для которого съемки в этом фильме стали последними. В 2007 году великий немецкий композитор скончался.
В рамках Года Франция-Россия 2010 в сентябре Анжелен Прельжокаж представит свою новую постановку на сцене Большого театра.
 
"Офис Бога" (Les bureaux de Dieu)
Драма, 122 мин., Франция, 2008
Режиссер: Клэр Симон
В ролях: Натали Бай, Николь Гарсиа, Беатрис Даль, Эмманюэль Муре, Изабель Карре, Мишель Бужна, Рашида Бракни, Анн Альваро
 
В кабинетах "Офиса Бога" смеются, плачут, танцуют и курят на балконе. К консультантам этого Центра планирования семьи приходят самые разные люди инкогнито, чтобы рассказать свою настоящую (а иногда вымышленную) историю. У каждой из приходящих туда девушек свои проблемы. Джамиля начинает принимать противозачаточные таблетки, поскольку у неё наконец-то установились серьёзные отношения. Мать Зоэ дает ей презервативы, но обзывает шлюхой. Мария-Анжела хотела бы знать, от кого она беременна, а Аделина хочет сохранить своего ребенка. Истории множества героинь переплетаются в этой изысканной комедийной драме о буднях социальных работников, чья жизнь проходит в регулярном общении с самыми разными людьми. "Офис Бога" был показан в программе Каннского фестиваля "Двухнедельник режиссеров", где удостоился специального приза за лучший полнометражный франкофонный фильм.
 
"Человеческий фактор" (La question humaine)
Драма, 143 мин., Франция, 2007
Режиссер: Николя Клотц
В ролях: Матьё Амальрик, Мишель Лонсдаль, Лу Кастель, Эдит Скоб, Жан-Пьер Кальфон
 
Психолог крупной транснациональной корпорации Симон работает в отделе кадров, где он занимается подбором персонала. Однажды ему дают поручение познакомиться с управляющим директором компании и вынести медицинский диагноз о его психологическом состоянии. Знакомство с ним заставит Симона радикально пересмотреть свое отношение к ценностям, которые он раньше разделял... "Человеческий фактор" начинается как корпоративный триллер, а затем по ходу действия превращается в аллегорическую картину, выстроенную вокруг настоящего документа времен Холокоста. По словам режиссера, его фильм — это кино не о корпорации, а о современности и том, какой след история оставляет в повседневной жизни сегодняшнего человека.
 
"Первый встречный" (Le premier venu)
Трагикомедия, 121 мин., Франция-Бельгия, 2008
Режиссер: Жак Дуайон
В ролях: Клемантин Богран, Жеральд Томассен, Гийом Соррель
Двадцатилетняя Камилла хочет внести немного легкости и света в свою жизнь, кажущуюся ей однообразной и бесполезной. Она решает подарить свою любовь... первому встречному. Разумеется, это окажется не самый достойный или благородный человек, а суетливый жулик Коста, который сам не может разобраться со своей жизнью. Французский классик Жак Дуайон прославился картинами о подростках, которым приходится жить взрослой жизнью. В "Первом встречном" он переворачивает привычную формулу — уже взрослые герои разыгрывают из себя детей, порывисто решаясь на резкие поступки. Этот фильм связан с одной из самых известных работ Дуайона "Маленький преступник", в котором дебютировал Жеральд Томассен. Для режиссера было очень важно снять своего любимого актера снова в главной роли 18 лет спустя, наметив, таким образом, своеобразную связь между этими двумя картинами.
 
"Крыши Парижа" (Les toits de Paris)
Драма, 98 мин., Франция, 2007
Режиссер: Хинер Салеем
В ролях: Мишель Пикколи, Милен Демонжо, Морис Бенишу, Мари Кремер
 
Пожилой господин Марсель живет одинокой жизнью под крышей ветхого дома. Вместе со своим приятелем они ходят в бассейн и обедают в кафе, — вот и все развлечения в их небогатой на события жизни. Друг однажды уезжает, а сам Марсель стареет и становится все слабее. Серые дни скрашивает разве что соседка Жюли, встречи с которой спасают его от страшного одиночества. Родившийся в Ираке, Хинер Салеем давно живет и работает в Париже, прославившись, в частности, картиной "Водка-Лимон". "Крыши Парижа" — это, конечно, прежде всего, актерский триумф знаменитого Мишеля Пикколи, исполнившего одну из своих самых драматичных и серьёзных ролей последнего времени.
 
"По направлению к нулю" (L'heure zéro)
Комедия, 107 мин., Франция, 2007
Режиссер: Паскаль Тома
В ролях: Даниэль Дарье, Франсуа Морель, Лора Смет, Мельвиль Пупо, Кьяра Мастроянни, Доминик  Реймонд
Какая странная идея появилась у Гийома Невиля: провести отпуск в конце лета у своего богатой тетушки под предлогом знакомства бывшей жены с нынешней подругой — взбалмошной Каролин... Если при первой встрече эти две совершенно разные женщины не растерзали друг друга, то еще не значит, что они смогут себя сдерживать и дальше. Настало время для идеально спланированного убийства... Паскаль Тома, любимый зрителями за легкость стиля, в этот раз собрал для своего фильма поистине звездный ансамбль и поставил плутовской комедийный триллер, который только украшает многообразие тщательно продуманных типажей и характеров героев.
 
 
РЕТРОСПЕКТИВА АЛЕНА РЕНЕ
 
Ален Рене — настоящий патриарх французского кинематографа и бесспорный классик мировой культуры, пришедший в игровое кино во время триумфа "Новой волны". Тем не менее, он скорее всегда держался немного в стороне от круга Трюффо и Годара, принеся в кино стилистику "нового романа". Именно сотрудничество с Маргерит Дюрас ("Хиросима, любовь моя") и Аленом Робом-Грийе ("В прошлом году в Мариенбаде") принесло режиссеру заслуженное признание. Впрочем, ещё за несколько лет до получения "Золотого льва" в Венеции Рене уже снял небольшой документальный фильм о Холокосте "Ночь и туман", который Франсуа Трюффо еще в качестве критика называл непревзойденным шедевром. Начиная с 80-х, Ален Рене образовывает настоящую актерскую "семью", с которой он и сегодня продолжает снимать тончайшие комедии и мелодрамы, не отказываясь от своего интеллектуализма и изысканного формализма. В 87-летнем возрасте режиссер представил на Каннском фестивале свою новую картину "Сорняки", за которую ему вручили специальный приз за вклад в кинематограф.
 
"В прошлом  году в Мариенбаде" (L'année dernière à Marienbad)
Драма, 94 мин., Франция-Италия, 1961
Режиссер: Ален Рене
В ролях: Дельфин Сейриг, Джорджо Альбертацци, Саша Питоев
В одном из отелей, потерявшись во времени, молодой человек пытается убедить девушку в том, что их связывает история любви, которую они пережили в прошлом году в этом же месте. Девушка все отрицает. Действительные ли эти воспоминания? Или фантазия? Сможет ли главный герой убедить её быть с ним, а не избегать любви как в прошлом году? Вторая полнометражная работа Алена Рене, снятая им по сценарию основоположника "нового романа" Алена Роба-Грийе. Фильм получил "Золотого льва" на кинофестивале в Венеции.
 
"Мелодрама" (Mélo)
Драма, 112 мин., Франция, 1986
В ролях: Пьер Ардити, Сабина Азема, Андре Дюссолье, Фанни Ардан, Жак Дакмин
Музыкант Пьер приглашает своего друга Марселя, скрипача-виртуоза, на ужин, где тот знакомится с его молодой женой Ромен. Между Марселем и Ромен завязывается страстный роман. Камерная экранизация пьесы Анри Бернстайна 1929 года — одна из самых театральных картин Рене, в которой он тщательно придерживается сценических условностей вплоть до занавеса между актами.
 
"Старая песня" (On connaît la chanson)
Комедия/мюзикл, 120 мин., Франция, 1997
В ролях: Пьер Ардити, Сабина Азема, Жан-Пьер Бакри, Аньес Жауи, Ламберт Уилсон, Джейн Биркин
 
Автор радиопьес и агент по продаже недвижимости Симон влюбляется в Камиль. Это замкнутая девушка, отдающая свободное время написанию диссертации на историческую тему. Её сестра Одиль мечтает переехать на новую квартиру и отправляется на встречу к начальнику Симона — Марку, в которого в результате недоразумения влюбляется Камиль. В город приезжает старый друг Одиль, который по случайному совпадению становится доверенным лицом Симона. Круг замыкается. Ален Рене на протяжении всего своего творчества экспериментирует и пробует в самых разных областях. "Старая песня" — это упражнение режиссера в жанре мюзикла, снятом при этом в фирменном стиле режиссера.

"Сердца" (Coeurs)
Трагикомедия, 120 мин., Франция-Италия, 2006
В ролях: Сабина Азема, Пьер Ардити, Андре Дюссолье, Лаура Моранте, Изабель Карре, Ламберт Уилсон
 
Риэлтор Тьерри никак не может подыскать квартиру для  своих клиентов. Его сотрудница Шарлотта дает ему посмотреть свою любимую кассету с религиозной телепередачей "Эти песни изменили мою жизнь". Гаэль, младшая сестра Тьерри, мечтает о любви и тайно отвечает на газетные объявления о знакомствах. Дан недавно был выгнан из армии и проводит дни в баре новой гостиницы. Бармен Лионель вынужден выслушивать излияния о неудачах своих клиентов. Лионель ищет помощницу, которая сидела бы по вечерам с его больным отцом. История нескольких одиноких людей, ищущих свое счастье и влияющих на судьбы друг друга. Ален Рене снова снял картину по пьесе своего любимого драматурга Алана Эйкборна. "Сердца" принесли режиссеру "Серебряного льва" за режиссуру; кроме того, обозреватели Cahiers du cinéma поставили эту картину на первое место в своей десятке лучших фильмов за год.
 
ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА
 
"Ребячество" (Enfantillages)
Сборник короткометражных фильмов, 88 мин.
Альманах, состоящий из четырнадцати короткометражных картин, адресованных в равной мере как подросткам, так и взрослым. В программе: "Танец дождя", "Первое путешествие", "Долгожданное перенаселение", "Противостояние", "Космическая гармония", "Вампир", "Святое пиршество", "Между двух крошек", "Грейпфрут", "Бабочка", "Даже голуби попадают в рай", "Мышиный хвост" и другие.
 
"Каникулы господина Юло" (Les vacances de Monsieur Hulot)
Комедия, 88 мин., Франция, 1953
Отреставрированная версия (2009)
Режиссер: Жак Тати
В ролях: Жак Тати, Натали Паско, Луи Перро
Отдыхающие со своими городскими привычками обосновались на маленьком морском курорте на берегу Атлантического океана. Но тут появляется на своем стреляющем выхлопными газами драндулете господин Юло, чтобы нарушить летнюю тишь да гладь. К величайшей радости детей он намерен предложить постояльцам отелей такой отпуск, какого у них не было никогда. Жак Тати — один из самых известных французских комедийных режиссеров, наследующий традиции
 
 



Сайт управляется системой uCoz