Лилиан Гиш в "Сломанных побегах" под музыку Виктора Сологуба

24 апреля в киноцентре "Родина" покажут фильм Дэвида Уорка Гриффита 1919-го года.

24 апреля в 21.00 в петербургском киноцентре "Родина" в рамках фестиваля "100 лет Голливуду: Немое кино + живая музыка" пройдет показ фильма "СЛОМАННЫЕ ПОБЕГИ" (1919 г.) легендарного режиссера начала века Дэвида Уорка Гриффита. В роли невинной жертвы — звезда мирового кино Лилиан Гиш. В роли таперов Виктор Сологуб и Алексей Карпов. Организаторы фестиваля: компания Tour de Film и киноцентр "Родина" при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

Фестиваль посвящен знаменательному событию в истории мирового кинематографа — 100-летию Голливуда, который уже целый век является символом кино. Все начиналось очень просто, но интересно: в 1910 году в Калифорнии высадился кинематографический "десант" из Нью-Йорка в составе режиссера Дэвида Уорка Гриффита и компании для съемок фильма "В старой Калифорнии". Лилиан Гиш оказалась в гриффитовской труппе спустя 2 года, благодаря протекции своей подруги Мэри Пикфорд. Для театральной актрисы эта встреча стала судьбоносной. Выдающийся режиссер, новатор кинематографа, Гриффит оказался еще и блестящим педагогом.  Он учил своих актеров играть для экрана и воспитал талантливейшую актерскую плеяду. Самой одаренной была Лилиан Гиш, буквально ошеломлявшая тончайшей нюансировкой эмоций. Она играла во всех шедеврах Гриффита: "Рождение нации", "Нетерпимость", "Сломанные побеги", "Путь на Восток", "Сиротки бури".

"Первая леди немого экрана" — так называли Лилиан современники. Актриса оказалась идеальной героиней мелодрам — ее трогательная изысканная красота подходила для этого как нельзя лучше. Режиссеры обожали подвергать утонченную красавицу изощренным оскорблениям и издевательствам. Это происходило так часто, что один критик как-то в шутку предложил создать "Общество защиты Лилиан Гиш". И мужчины, глядя на муки, претерпеваемые актрисой на экране, желали только одного — защищать это прелестное создание, не щадя себя.

Роль трепетной Люси в фильме "Сломанные побеги" стала для Лилиан Гиш одной из самых ярких.

Мелодрама "СЛОМАННЫЕ ПОБЕГИ", поставленная Дэвидом Гриффитом, вышла на экраны в 1919 году. Режиссер вновь оказался первопроходцем. Сквозь теплую, простую историю проступали актуальные, болезненные проблемы - насилие над женщинами и детьми и расизм, направленный против выходцев из Азии. Американская пресса 1920-х гг. с удовольствием подогревала антиазиатские настроения в обществе. И Гриффит первым рассказал историю межрасовой любви. Ведь гениальный кинематографист верил, что с помощью движущихся картинок удастся улучшить мир. Сегодня фильм изучается в киношколах всего мира как высочайший образец режиссерского и актерского мастерства.

Поначалу 26-летняя Лилиан говорила, что она слишком старая и слишком высокая для роли девочки, но в итоге эта роль была признана одной из лучших в ее карьере. Пронзительная история любви 15-летней Люси и Ченг Хуана (Ричард Бартельмес), владельца игрушечной лавчонки, никого не оставляет равнодушным и сегодня. А сцена, в которой разъяренный отец (Дональд Крисп) требует улыбки от измученной дочери, и в ответ она поднимает дрожащими пальцами уголки губ — одна из самых впечатляющих в картине.

Картину сняли всего за 18 дней — работать приходилось даже по ночам. Особенно тяжело далась душераздирающая сцена убийства героини. В ответ на колкие замечания Гриффита, Лилиан Гиш, контролировавшая свою игру, заявила, что здесь она сымпровизирует. Когда камера остановилась, на съемочной площадке наступила мертвая тишина. Потрясенный Гриффит только и смог вымолвить:  "Лилиан, почему же ты не предупредила, как собираешься это сыграть!?". "Сломанные побеги" укрепили славу Лилиан Гиш как лучшей драматической актрисы. Лишь в 1924 году она покинула любимого режиссера, перейдя на киностудию MGM, где стала одной из самых высокооплачиваемых актрис.

За свою 75-летнюю кинокарьеру Лилиан Гиш работала с лучшими режиссерами — Виктором Шестромом, Кингом Видором, Джоном Хьюстоном, Робертом Олтмэном.  Последний раз актриса появилась перед камерой в 93 года, в фильме Линдсея Андерсона "Августовские киты". Но немое кино так и осталось любовью всей ее жизни. "Я никогда не одобряла звуковое кино. Немой кинематограф был готов к тому, чтобы сотворить новые художественные формы. Ведь это была не только пантомима, это было нечто невероятно выразительное", — заметила как-то актриса.

ВИКТОР СОЛОГУБ — рок-музыкант, композитор, автор музыки к фильмам Егора Кончаловского "Антикиллер-2", "Побег", "Консервы"; лидер легендарной питерской ска-группы "Странные игры" и основатель культового электронного проекта "Deadушки", бестрепетно аккомпанировавший на сцене киноцентра "Родина" сюрреалистическим вихрям фильмов Рене Клера "Антракт" и "Париж уснул". 24 апреля Виктор Сологуб выступит в дуэте с Алексеем Карповым.

 "Интересно все сделать в реальном времени, живьем. Как тапер. Но, конечно, не старинными средствами, а современными, с использованием компьютеров и синтезаторов. Ведь студийно музыкой для кино я занимаюсь уже давно. А этот проект — еще одна возможность поэкспериментировать", — объяснил Виктор Сологуб свое участие в проекте "Немое Кино + живая Музыка".

24 апреля  в 21.00 в киноцентре "РОДИНА" мелодрама "Сломанные побеги", трепетная Лилиан Гиш и мастера музыкальной импровизации Виктор Сологуб и Алексей Карпов.

Фестиваль "100 лет Голливуду: Немое кино + живая музыка" проходит при информационной поддержке: "Эхо Москвы" в Петербурге, Искусство-ТВ, порталов spb.aif.ru и be-in.ru; сети кофеен "Идеальная чашки" и сети магазинов "Снарк".



Сайт управляется системой uCoz