Роднянский и Клебанов займутся экспортом российского арт-хауса

Продюсер Александр Роднянский собирается продвигать российское авторское кино в Европе с помощью компании "Кино без границ" Сэма Клебанова, в которой он приобрел контрольный пакет акций. Клебанов, в свою очередь, намерен с помощью Роднянского расширять прокат арт-хауса в России.

1 марта стало известно, что компания AR Films продюсера Александра Роднянского купила контрольный пакет акций компании "Кино без границ". Сделка была совершена две недели назад, на Берлинском кинофестивале. Теперь Александр Роднянский совместно с президентом "Кино без границ" Сэмом Клебановым собираются не только развивать интерес к арт-хаусному кино у российского зрителя, но и заниматься продвижением отечественного авторского кино на Запад."Наши авторы имеют шанс и потенциал"

 
 



 
Александр Роднянский


Александр Роднянский, владелец 50% акций крупнейшего национального кинофестиваля "Кинотавр", а также контрольного пакета акций производственной компании "Нон-Стоп Продакшн", полагает, что его сотрудничество с компанией Сэма Клебанова может быть эффективным сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, как рассказал Роднянский в беседе с GZT.RU, совместная работа "Кинотавра", где показывают только отечественное кино, и "Кино без границ", традиционно представляющей в России зарубежный арт-хаус, будет предполагать появление в прокате компании Клебанова и внутреннего продукта. "У "Кино без границ" могут появиться российские авторские фильмы в прокате, которых не было, и для нас это очень важно — российское авторское кино находится в состоянии достаточно сложном, а мне кажется, что у него есть потенциал",- сказал он.
Другой способ помощи развитию отечественного арт-хауса Роднянский видит в продвижении наших фильмов на Запад. Он отмечает, что авторское кино из России импортируется гораздо легче коммерческого: "Авторское российское кино привлекает какую-то часть европейской, международной аудитории, в отличие от российского мейнстрима". Возможности для проникновения на Запад у Роднянского есть, а с Клебановым их станет еще больше. По его словам, большинство текущих проектов компании "Нон-Стоп Продакшн" являются международными. "Те проекты, в которые я вовлечен как продюсер, так или иначе международно интегрированы,- рассказал GZT.RU Роднянский. — Например, „В субботу" Александра Миндадзе — совместный проект с „Бавария фильм", новый фильм Звягинцева „Елена", пока это не объявляется, тоже делается в кооперации с крупными европейскими компаниями. Думаю, с аналогичным опытом „Кино без границ" мы попытаемся сыграть свою роль и в продвижении российского авторского кино в Европу. Во всяком случае, в то пространство, в котором имена наших авторов и их фильмы имеют шанс и потенциал — как показывает практика". Президент "Кино без границ" Сэм Клебанов — прекрасный партнер для такого продвижения, как человек, хорошо ориентирующийся на международном рынке авторского кино. "Кино без границ" занимается дистрибуцией зарубежного арт-хауса в России уже 12 лет, и именно они были в нашей стране в этом деле первопроходцами.

Популяризация арт-хауса в России



 
Сэм Клебанов.

Сэм Клебанов ждет от нового сотрудничества в первую очередь укрепления позиций "Кино без границ" и расширения проката арт-хауса именно в России. Он констатирует, что, по сравнению с зарубежными кинозрителями, посетители отечественных кинотеатров скорее выбирают мейнстрим. "Если посмотреть на процент российских зрителей, которые смотрят арт-хаусное кино по отношению к мейнстриму, то Россия намного уступает и Европе, и Америке, и Юго-Восточной Азии,- сказал он GZT.RU.- Там уже культура сложилась. В России, когда мы выпускаем в прокат арт-хаусные фильмы, мы часто собираем меньше зрителей, чем аналогичные фильмы собирают в Норвегии, и уж практически всегда меньше, чем в Польше".

Расширять прокат арт-хауса, по словам Клебанова, есть куда. Площадки для демонстрации "интеллектуального" кино сегодня присутствуют, пусть и не в должном количестве, но не только в Москве, а и в регионах, говорит он. Кинозалы и киносети выражают свою заинтересованность в прокате арт-хауса — сегодня это в том числе и составляющая статуса, положения места.
"Когда-то площадок для арт-хаусного кино вообще не было. Создали совместными усилиями кинотеатр „35 мм", мы стояли у истоков его превращения в арт-хаусную площадку. Долгое время они были монополистами именно в этом направлении. Сейчас практически любой фильм, который мы покупаем на Россию, мы можем выпускать на 4-5 копиях, потому что всегда есть площадки, желающие его показать. Например, помимо „35 мм", это и „Художественный", и кинотеатр „Пионер", который объявил арт-хаус главным приоритетом, это и, что немаловажно, мультиплекс „Октябрь", который один зал выделил под арт-хаус, и кинотеатр „Европейский",- перечисляет Клебанов. — Это еще один признак развития этого направления".

"Тут даже была смешная ситуация: мы выпускаем „Белую ленту" Ханеке, это 2,5-часовой фильм, черно-белый, и Ханеке очень четко поставил условие, какую пленку использовать — понятно, очень дорогую — для печати, там безумно дорогие копии. И нам звонит „Европейский" и требует, чтобы мы обязательно дали им этот фильм, в то время как мы хотим сократить количество копий из-за дороговизны, а „Европейский" говорит: нет, не можем без этого фильма",- рассказал президент "Кино без границ".

Клебанов упомянул также сеть "5 звезд", которая изначально задумывалась как площадка широкого диапазона — и для авторского, и для коммерческого кино. Из московских кинотеатров арт-хаус также показывает "Киноцентр". Есть залы и в регионах: "В Питере замечательно работаем, там есть 3-4 площадки, работающие с арт-хаусом. И довольно много уже региональных партнеров. Например, все наши фильмы обязательно идут в Красноярске, в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Ростов — либо это мультиплексы, которые выделяют залы под арт-хаус, либо какие-то специализированные кинотеатры. Кроме того, сеть „Синема-Парк" очень хочет с нами активно сотрудничать, постоянно готова на эксперименты, на развитие арт-хауса в регионах".

Авторское кино в телевизоре

Клебанов уверен: сегодня главная проблема — не в площадках и кинотеатрах, а в том, чтобы "расшевелить зрителя" — для этого, по его словам, нужно "работать с массовым сознанием".

В лице Александра Роднянского Клебанов получает и инструмент воздействия на массовое сознание. Дело в том, что в скором времени бывший глава "СТС Медиа" Роднянский официально приступает к работе в "Национальной медиагруппе" (НМГ), владеющей телеканалами "Пятый" и "Рен-ТВ". Об этом издание РБК Daily сообщило также 1 марта.

Роднянский, "СТС Медиа" и НМГ

Слухи о том, что Роднянский имеет отношение НМГ, появились еще до Нового года. В ноябре 2009 года холдинг "СТС Медиа" даже подал иски в американские суды — в них Роднянского, тогда еще члена совета директоров холдинга, обвиняли в использовании конфиденциальной информации для поддержки конкурентов и в переманивании топ-менеджеров "СТС Медиа" в НМГ. Правда, в декабре "СТС Медиа" и Роднянский заключили мировое соглашение.

Логично предположить, что Роднянский станет помогать продвижению своего нового приобретения, компании "Кино без границ", на телевидении. Впрочем, сам Александр Роднянский не видит в этом главных целей его партнерства с "Кино без границ". "Продвижение арт-хаусного кино на Рен-ТВ — сомнительно, поскольку у этого канала несколько другой кинематографический репертуар, а „Пятый" что-то приобретал у „Кино без границ", видимо, и будет продолжать, если это будет интересно „Пятому",- сказал он GZT.RU.- Во всяком случае, я не вижу синергии от приобретения прежде всего в кооперации „Кино без границ" с „Пятым" и Рен-ТВ. Я как раз думаю, что у „Кино без границ" были очень сильные позиции в телевизионном дистрибуции, их фильмы шли и идут по Первому каналу, по „России", в общем, на всех крупных каналах, и, думаю, это правильная стратегия".

Сэм Клебанов более решительно настроен на сотрудничество с телевизионными площадками НМГ. "„Пятый", насколько я знаю, изначально позиционирует себя как телевидение, рассчитанное на более вдумчивую аудиторию. Сейчас мы ведем с закупщиками „Пятого" переговоры, они смотрят нашу библиотеку, многое им нравится,- рассказал он GZT.RU.- И „Рен-ТВ" может быть очень интересным для нас партнером, потому что он рассчитан на мужскую аудиторию, более жанровую. И мы сильно увлекаемся жанровым кино, например, фильмы Чхан Ук Пака, Джонни То. Естественно, мы будем развивать сотрудничество с этими каналами, предлагать им наши библиотеки".

Самостоятельный и полноценный игрок

Как упоминалось выше, Александр Роднянский владеет контрольным пакетом акций производственной компании "Нон-Стоп Продакшн", которая занимается как коммерческим, так и, с недавних пор, авторским кино. Например, наряду с находящимися в производстве фильмами "В субботу" Александра Миндадзе или "Елена" Андрея Звягинцева, "Нон-Стоп Продакшн" продюсирует масштабный проект "Сталинград" режиссера Федора Бондарчука.

Приобретая прокатную компанию, "заточенную" под арт-хаус, Роднянский не планирует использовать ее как прокатчика мейнстрима. Впрочем, не исключено, что и для коммерческого кино в его компании позже появится прокатная мощность. "Я же не сказал, что я на этом закончил,- говорит продюсер в ответ на вопрос о том, почему он не приобрел прокатчика более широкого профиля.- Я формирую компанию, которая должна оказаться диверсифицированной и должна стать полноценным самостоятельным игроком в рамках российского и международного контекста. Но, повторюсь, я сориентирован на кинематограф разных жанров, и в первую очередь на фильмы с авторским началом. В том кинематографе, которым я собираюсь заниматься, „Кино без границ" мне кажется бесконечно точным выбором. Тут еще и личные обстоятельства: я уважаю людей, которые любят кино. А Сэм, конечно же, очень любит кино и бескомпромиссно и самоотверженно 14 последних лет занимается продвижением очень сложных и при этом талантливых, значительных фильмов в российский прокат. Это не может не вызывать и симпатию, и уважение".

В то же время Сэм Клебанов готов, если это будет необходимым, несколько отойти от традиций компании и заняться также и массовым кино. "Понятно, что если для компании это будет выгодно, то мы, возможно, это и сделаем. Иногда бывает, что под какие-то определенные проекты компания расширяется, набираются дополнительные люди, выпускается фильм. Понятно, что такие фильмы могут очень сильно поддержать компанию материально, это тоже не помешало бы,- объясняет он.- Но пока определенно я не могу ничего на эту тему сказать, потому что это пока не обсуждалось, и будем смотреть уже по обстоятельствам. Если, возможно, Роднянскому как продюсеру покажется выгоднее отдать прокат больших фильмов одной из компаний-мейджеров — это его право. Если он захочет, чтобы мы это делали, значит, будем напрягаться и делать сами".



Сайт управляется системой uCoz