Дух горящей самбуки

В Ханты-Мансийске открылся 8-й Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня". В открытии, которое целиком срежиссировал президент фестиваля Сергей Соловьев, принял участие АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

В этот вечер в зале концертно-театрального центра "Югра-классик" доминировали две темы. Первая — 65-летие победы над фашизмом. Трое молодых людей (артисты, снявшиеся в картине Сергея Соловьева "Одноклассники") читали патриотические тексты, подпевали военным песням и пытались, иногда не без успеха, зажечь зал. Хотя по-настоящему это удалось, когда на фоне символических Окуджавы, Высоцкого, Шпаликова, смотревших с больших портретов, на сцене под мелодию "Рио-Риты" появился живой Петр Тодоровский с гитарой, поставил одну ногу на стул и запел. Председателю жюри нынешнего фестиваля был вручен приз "Золотая тайга" за вклад в кинематограф, после чего он представил членов жюри — режиссеров Ларису Садилову и Пеэтера Симма, сценаристку и продюсера Сильвию д`Амико Бендико и актрису Александру Стюарт. Последняя — легендарная фигура французского кино, снявшаяся в 150 фильмах, в титрах которых Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Роман Полански, Франсуа Трюффо (незабываемая роль в "Американской ночи") и бывший муж актрисы Луи Маль.

Конкурсная программа нынешнего фестиваля включает фильмы молодых режиссеров из Азербайджана, Вьетнама, Канады, Греции, Болгарии, Франции, России. Есть также российско-итальянская и румыно-венгеро-британская копродукции. Одной из ключевых в конкурсе стала тема ксенофобии, заявленная здесь еще в прошлом году фильмом Павла Бардина "Россия-88". На сей раз на эту тему высказываются греки ("Академия Платона" Филиппоса Цитоса) и болгары ("Восточные игры" Камена Калева). О социальных проблемах внешне благополучного общества рассказывают канадский фильм "Троцкий" Джейкоба Тьерне и французская "Юридическая помощь" Аннелон Кер. Что касается жанрово-стилевых направлений современного кинематографа, здесь шире всего представлена форма трагикомедии или гротеска.

Второй темой фестивального открытия стало прощание с Александром Филиппенко, сдающим в эти дни свой пост губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Именно он в течение восьми лет поддерживал "Дух огня", который в итоге стимулировал развитие кинопроизводства и синефильской активности в регионе. Прощаясь и говоря о важности фестиваля, Александр Васильевич сказал, что здесь показывают не только для широкой публики фильмы, но и произведения андеграунда. Восемь лет назад подобных слов на земле Югры не звучало. Теперь будущее фестиваля в руках нового руководства округа: оно и покажет, останется ли культура в числе приоритетов местной власти.

В завершение вечера Сергей Соловьев показал два своих фильма — старый короткометражный "От нечего делать" и новый полнометражный "Одноклассники". Новелла 1969 года давно стала кинематографической классикой вместе с актерскими работами Вячеслава Тихонова, Алисы Фрейндлих и Николая Бурляева, воплотивших поистине чеховский любовный треугольник. Треугольник — в центре и нового "слабо умного кино", как проанонсировал сам Соловьев своих "Одноклассников". Он же рассказал историю этого проекта. Его студентка Соня Карпунина принесла десять страничек сценария для своей курсовой работы, а мастер попросил отдать их ему для собственного фильма, а взамен снял Соню в главной роли. Подобным образом поступил оператор Сергей Мачильский со своим студентом, заменив его на этом проекте. По словам САС, "мы вурдалаки: и я, и Мачильский ходим во ВГИК за живой кровью, за чем же еще?"

Партнеров своей новой музе Сергей Соловьев нашел в лице Константина Крюкова с его амплуа мальчика-мажора и Аристарха Венеса, хулигана из "Кадетства". По сути, "Одноклассники" — это "Асса-3", где действуют уже не "новые русские", а их выросшие дети, снова проходя весь круг соблазнов, духовных реинкарнаций и вредных для здоровья изменений сознания. В этот круг входят поездки в Питер и на Гоа, поклонение культу Цоя, выдыхание самбуки горящим факелом изо рта, а в качестве новаций — общение с Даниэлем Ольбрыхским в образе медитирующего философа и с Михаилом Ефремовым, пополнившим галерею соловьевских монстров: изменения сознания даются ему особенно легко, а эффект особенно волшебен. Для этой кинематографической кунсткамеры не хватило только Михаила Прохорова, который, говорят, должен был играть роль отца "мальчика-мажора", но решил лишний раз не светиться. Впрочем, обошлось и без него: Андрей Руденский справился с ролью металлургического магната на славу.



Сайт управляется системой uCoz