Бэнкси в Берлине?

Берлинское заявление Бэнкси, показанное перед пресс-показом его фильма на Берлинале. 

В понедельник в Берлине была отменена уже, казалось бы, точно назначенная пресс-конференция с Бэнкси -  загадочным уличным художником и режиссёром фильма "Выход через сувенирную лавку" в одном лице. Главный герой фильма, показанного впервые в прошлом месяце на кинофестивале в Сандэнсе, сам Бэнкси, по-прежнему остаётся анонимным. Вместо пресс-конференции он прислал видеозаявление, которое показали перед пресс-показом его фильма в воскресенье на Берлинале.

Своё заранее записанное послание он начал со слов: "К сожалению, я не могу быть с Вами сегодня, поэтому говорю сейчас из своего дома в Англии по спутниковой связи".

"Я полагаю, моей главной амбицией было снять такой фильм, который сделал бы для граффити то же, что когда-то сделал "Малыш-каратист" для восточных единоборств, такой фильм, который заставил бы каждого школьника схватить банку с краской и кинуться пробовать свои силы в этом виде творчества", — говорил изменённым на компьютере голосом силуэт, идентифицируемый как Бэнкси. "Но может статься и так, что мы сняли такой фильм, который сделает для уличного искусства то, что "Челюсти" сделали для любителей водных лыж".

Слова о том, что Бэнкси сейчас в Англии и не появится на Берлинале, противоречат заявлениям организаторов фестиваля, которые ранее публиковали агентства "Рейтерс" и "AFP". Они сообщали, что художник посетит премьеру и пройдёт по ковровой дорожке никем не узнанным.

В тот же день, чуть ранее, во время пресс-конференции, посвящённой фильму Ноа Баумбаха "Гринберг", Ризу Айфэнсу задали вопрос об отмене встречи Бэнкси с журналистами. Актёр, исполняющий роль рассказчика в документалке о Бэнкси, смущённо ответил: "Очень жаль, что именно мне приходится сообщать плохие новости, но Бэнкси больше нет на этой бренной земле. Это произошло тихо, нынешней ночью". После он добавил: "Им была красивая восьмилетняя девочка, которая умела очень ловко лазить и здорово управлялась с банкой краски и пульверизатором".

Начиная с Сандэнса, "Выход через сувенирную лавку" был окружён тайнами и мистификацией. Демонстрируя видео низкого качества, в котором показывают уличных художников Шепарда Фейри, Инвэйдера и прочих за работой на улицах разных городов (Парижа, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса), фильм следует за граффитчиками на вершины зданий и вдоль мостов, взбирается вместе с ними по стенам, чтобы оставить там их собственные, характерные знаки. Фейри стал знаменит своим рисунком "Андре-гигант", в то время, как Инвэйдер помещает на стены, здания и всевозможные урбанистические постройки кафельные мозаики, чей вид отсылает к изображениям из знаменитой компьютерной игры "Space Invaders". Материал из первой части фильма, как говорят, отснят Терри Геттой, ещё одним засекреченным художником. Гетта, известный как мистер Brainwash (Мозгопромывка), маниакально следует за уличными художниками видеокамерой, пока Бэнкси, наконец, не занимает его место и не начинает снимать фильм сам, в то время, как Гетта становится граффитчиком — участником событий.

Бэнкси назвал свою картину "фильмом о человеке, который пытался снять фильм обо мне".

Между тем, некоторые поговаривают, что Бэнкси и Мозгопромывка — это либо один и тот же человек, либо они, по крайней мере, каким-то образом тесно связаны. Так или иначе, те, кто верят в эту связь, будут, разумеется гадать, не находится ли художник этой ночью в Нью-Йорке, где мистер Мозгопромывка открывает своё "шоу на 15000 квадратных футов" в районе Meatpacking на Манхеттене.

"Я думал, что жизненно необходимо начать записывать на плёнку глобальный феномен уличного искусства, потому что у меня было ощущение, будто если мы не заснимем всё это, многие люди никогда не поверят в некоторые из тех событий, которые имеют место", — сказал в своём видео-заявлении Бэнкси. Не подразумевает ли он, что сам записал тот материал, который приписывается Терри Гетте в "Выходе через сувенирную лавку"?

Потом Бэнкси продолжил: "Оказывается, некоторые всё равно не верят и считают, что этот фильм — какой-то розыгрыш. Это забавно, потому что "Выход через сувенирную лавку" — одна из самых честных картин, которые Вы когда-либо видели. Не было никакого плана, никакого сценария, и мы даже не осознавали, что делали фильм, пока не отсняли половину".

Манола Даргис взглянула на "Выход через сувенирную лавку" попристальнее: "Невозможно понять, что в ленте было сделано специально для нашего удовольствия или для удовольствия Бэнкси. И ещё сложнее установить, насколько парень в тени — на самом деле тот, за кого себя выдаёт", — написала она в "Нью-Йорк Таймс".

"Имеет ли на самом деле значение вопрос о том, что мистер Гетта, взявший себе, возможно, поучительный псевдоним мистер Brainwash (или MBW), может в реальности оказаться очередным арт-экспериментом Бэнкси?" — спрашивает Драгис. — "Конечно, уже по силе той славы, которую Бэнкси и мистер Фейри по доверенности передали мистеру Гетта, они оба приняли деятельное участие в создании мистера Brainwashа. Получается, что шоу MBW будет происходить в тот же день, что и первый показ "Выхода через сувенирную лавку" на Берлинском кинофестивале. Совпадение? Опять же, какая разница? Если только вы интересуетесь тем, кто лицедействует для искусства, а кто — для выгоды".

В своём полном загадок изучении арт-террористов высокого профиля, таких, как Бэнкси, Фейри и Brainwash, "Выход через сувенирную лавку" обращается к их популярному искусству, и тем самым повышает его ценность, так как в основном оно, как и у Роберта Раушенберга, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и Джаспера Джонса, заимствует растиражированные образы и рекламную иконографию. Такой классический поп-арт сегодня продаётся в галереях по очень высоким ценам.

Вопросы об авторстве фильма, равно как и вся интрига, окружающая граффити, которые неуловимо появляются на стенах и зданиях в урбанистических районах, дают новый толчок спорам о понятии искусства. Эта подозрительная в своей документальности плёнка — развлекающая, вовлекающая, но иллюзорная, — игровым способом изучает поставленные выше вопросы, и при этом умудряется сохранять формат нон-фикшн. Фильм выйдет в Британии в следующем месяце, а пока Cinetic Media пытается обеспечить его прокат на территории других стран.

"Выход через сувенирную лавку" — один из тех фильмов, которые выходят раз в десятки лет — искажённый гибрид реальности и выдумки, включающей фикцию собственной личности, который при этом представляет собой зрелище развлекательное, — сказал председатель кинофестиваля Сандэнс Джон Купер месяц назад. — История настолько странна, что я начал спрашивать себя, могла ли она вообще случиться на самом деле... Но в конце мне было уже совершенно всё равно".

Трейлер к фильму "Выход через сувенирную лавку"

Полный текст заявления Бэнкси:

"Гутен Таг.

Здравствуйте, леди и джентльмены, меня зовут Бэнкси, и, к сожалению, я не могу быть с Вами сегодня, поэтому говорю сейчас из своего дома в Англии по спутниковой связи. Хотелось бы начать с того, что я никогда не думал снимать фильм, и некоторые люди могут сказать, что я правильно тогда поступал.

Я думал, что жизненно необходимо начать записывать на плёнку глобальный феномен уличного искусства, потому что у меня было ощущение, будто если мы не заснимем всё это, многие люди никогда не поверят в некоторые из тех событий, которые имеют место. Оказывается, некоторые всё равно не верят и считают, что этот фильм — какой-то розыгрыш. Это забавно, потому что "Выход через сувенирную лавку" — одна из самых честных картин, которые Вы когда-либо видели. Не было никакого плана, никакого сценария, и мы даже не осознавали, что делали фильм, пока не отсняли половину.

Я полагаю, моей главной амбицией было снять такой фильм, который сделал бы для граффити то же, что когда-то сделал "Малыш-каратист" для восточных единоборств, такой фильм, который заставил бы каждого школьника схватить банку с краской и кинуться пробовать свои силы в этом виде творчества. Оказалось, что, может статься, мы сняли такой фильм, который сделает для уличного искусства то, что "Челюсти" сделали для любителей водных лыж.

Я думаю, это хороший фильм. Я думаю, это хороший фильм, если Вы очень малого от него ждёте. Надеюсь, Вы получите удовольствие. Большое спасибо, что пришли.

Ауфвидерзеен".

ТВ-сюжет о премьере фильма Бэнкси на МКФ в Берлине

Перевод Ольги Стеблевой



Сайт управляется системой uCoz