Искусство провокации

Самый известный в мире художник-граффитист пробует себя в новом амплуа: на только что открывшемся Берлинском кинофестивале будет показан его дебютный фильм "Выход через магазин подарков". Правда, уже сейчас в среде киношников ходит шутка: если Бэнкси и придет на собственную премьеру, его все равно никто не узнает, ведь он еще ни разу не показывал своего лица. О феномене Бэнкси -  The New Times.

Считается, что он родился в Бристоле. Предположительно ему 36 лет. Зовут его не то Робин, не то Роберт. Фамилия его, возможно, Бэнкс, а возможно, Каннингхем. Вся эта скудная информация, напечатанная в британской прессе, никем не проверена и не может быть проверена. Ни одна статья не сопровождается его фотографиями — их нет в природе. Недавно, правда, в The Sun появились нечеткие изображения парня, рисующего что-то на стене, но их некому опознать. Те немногие журналисты, которые встречались с Бэнкси, не могут быть уверены, что над ними не подшутили: по крайней мере, внешность интервьюируемого они описывают по-разному. Определить подлинность телефонных бесед тоже невозможно. При этом работы художника-невидимки уходят за шестизначные суммы на аукционе Sotheby's и всемирной барахолке eBay (автор продает их через агентов, которые его не выдают), а хозяева зданий, на которых Бэнкси оставил свой "автограф", выламывают куски стен и неплохо наживаются на их продаже. Так, два года назад один лондонец, обнаружив утром на стене здания своей монтажной фирмы граффити, изображающее уличного художника, выводящего автограф Бэнкси, не растерялся и разместил объявление о его продаже в интернете. Граффити ушло за 208 тыс. фунтов, причем покупатель взял на себя расходы по демонтажу "произведения искусства" и восстановлению стены конторы. А картина "Пикник", на которой семейство белых туристов обедает на глазах голодных африканских аборигенов, была куплена на аукционе современного искусства за $1 млн, и не кем-нибудь, а Анджелиной Джоли. Без преувеличения: мир свихнулся на Бэнкси. Панковско-хипповские протестные 70-е стремительно возвращаются — что в Европе, что в Америке.

Добрый и злой

Первые картинки Бэнкси появились в конце 80-х годов. Пару раз чуть не попав в руки лондонским бобби (с которыми, как любой уличный арт-вандал, Бэнкси никогда не состоял в добрых отношениях), художник решил пользоваться трафаретом — чтобы сократить время на создание рисунков и иметь возможность быстро покидать место преступления. Чаще всего он работает ночью. Его не смущают камеры слежения: Бэнкси прячется за куском полиэтилена. Вместе с помощниками он за считанные секунды возводит леса у понравившейся стены и так же быстро их потом разбирает.

Его фирменный стиль — нетривиальные сюжеты, всегда провокационные и остросоциальные. Он типичный современный анархист, протестующий против пороков цивилизации: загрязнения окружающей среды, войн, нищеты, угнетения народов, проникновения в частную жизнь и жестокого обращения с животными. Первая работа, принесшая Бэнкси мировую славу: Рональд Макдоналд и Микки-Маус ведут за руку рыдающую вьетнамскую девочку со знаменитой фотографии времен самой позорной для Америки войны. Иногда Бэнкси и вовсе переходит грань дозволенного. Ведь одно дело — трогательное граффити, на котором ребенок обыскивает солдата, раскорячившегося возле стенки, и совсем другое — полицейский, который лезет совсем еще маленькой девочке под юбку. Или полицейский, прижавшийся носом к дорожной разметке (намек на кокаиновую дорожку). Или солдаты американской армии, которые во время урагана "Катрина" вытаскивают из окна брошенного дома оргтехнику. Или израильский солдат, проверяющий документы у осла. Одной из самых громких акций Бэнкси стала роспись в 2005 году разделительного барьера на Западном берегу реки Иордан. Тема девяти граффити — "жизнь по ту сторону": на стене нарисованы проломы, за которыми виден жизнерадостный пейзаж, слишком контрастирующий с бетонными плитами барьера. По словам Бэнкси (если, конечно, они действительно принадлежат ему самому), "работа была непростой — израильские солдаты несколько раз делали предупредительные выстрелы в воздух". А своими рисунками он "протестовал против строительства стены, которая в три раза выше Берлинской, и с помощью которой правительство Израиля пытается превратить Палестину "в самую большую тюрьму под открытым небом". При этом у Бэнкси нет толком никаких политических взглядов. Он одновременно может выступать против войны в Ираке и антивоенных шествий, которые, как правило, заканчиваются метанием бутылок с зажигательной смесью в полицейских. Одна из известнейших работ Бэнкси: молодой человек в натянутой на лицо бандане, только вместо бутылки в его руке — букет цветов.

Искусство или хулиганство?

Отдельное направление в творчестве Бэнкси — хулиганские выходки с шедеврами живописи. Он делает копии полотен известных мастеров и добавляет в них "немного современности". Так, на "Кувшинках" Клода Моне в заросшем пруду всплыли продуктовые тележки, символизирующие плачевное состояние экологии на планете, а на картине Эдварда Хоппера "Полуночники" появился футбольный хулиган, стулом разбивающий витрину бара. Бэнкси также знаменит своими перформансами. Под видом чудаковатого пенсионера ему несколько раз удавалось подкладывать в музеи фальшивые артефакты: фрагмент "наскальной живописи", изображающий неандертальца с тележкой из супермаркета, несколько дней пролежал, не замеченный персоналом, в Британском музее.
Бэнкси пробует свои силы и в скульптуре, и опять же в той же своей хулиганской манере: для Лондона он отлил бронзовую статую Фемиды — копию той, что установлена на крыше Центрального уголовного суда. Разница лишь в том, что у Фемиды "по Бэнкси" из-под тоги видны чулки, в которые заправлены купюры. Лондонские власти статую демонтировали, официально — "из-за создаваемой опасности" (скульптура весит более трех тонн). Впрочем, у властей были к Бэнкси и более серьезные претензии. В 2004 году художник изготовил фальшивые фунты, на которых портрет королевы был заменен изображением принцессы Дианы, а надпись Bank of England — на Banksy of England, и разбросал их в толпе. Некоторые невнимательные прохожие пытались потом расплачиваться этими фунтами в магазинах. Невероятно, но даже это в итоге сошло арт-террористу с рук...  
Впрочем, представители городского совета одного из районов Лондона так комментируют свое отношение к работам Бэнкси: "Мы не можем судить о том, являются ли эти картинки искусством. Нам платят за то, чтобы стены были чистыми". Большинство граффити были замазаны.

Спиной к камере   

Его дебютный фильм под названием "Выход через магазин подарков", который он снимал в течение 2008 года, — один из гвоздей программы Берлинского кинофестиваля. Картины пока никто не видел. Известно лишь, что сам новоявленный режиссер называет ее "первым фильмом-катастрофой о стрит-арте", что снята она в модной псевдодокументальной манере и рассказывает о последних арт-хулиганствах Бэнкси. Один из героев задается целью во что бы то ни стало найти художника. И в конце вроде как находит... но Бэнкси успевает повернуться к камере спиной.



Сайт управляется системой uCoz