Фотопроект Ирмы Шарикадзе "Письма"

В пятницу 29 января в галерее GMG открывается выставка работ грузинской художницы, посвященных исследованию образа Фриды Кало.

Галерея GMG представляет фотопроект грузинской художницы Ирмы Шарикадзе "Письма". Проект состоит из нескольких частей: 18 фоторабот разного формата, текст переписки  известной мексиканской художницы Фриды Кало с  сестрой-близнецом Марицей, видео "Сон Фриды".В фотосессии использованы украшения от грузинского дизайнера Софии Гонглиашвили. Стилистика и цветовая гамма "Азиатской коллекции" как нельзя лучше подошли к теме Фриды.Публикация переписки Фриды Кало (Frida Khalo, 1907 — 1954) и ее сестры-близнеца Марицы (Maritsa), впервые представлена в России. Текст переписки Фриды с её alter ego был эксклюзивно создан грузинской писательницей Мака Гогуадзе для проекта и представлен в рукописном виде под фотоработами.

Письма / Letters проект Ирмы Шарикадзе


КИНО БЕЗ ГРАНИЦ | Видео на MySpace
 
ИРМА ШАРИКАДЗЕ — О СВОЕМ ФОТОПРОЕКТЕ:

"Пытаясь подвести итоги последние 10 лет собственного творческого пути (это годы моего становления как художника) мне приглянулся образ Фриды Кало в качестве темы для будущего проекта.Но я увидела её не пронизанной токоотводом  трамвая (судьбоносный факт её биографии), не исколотой гвоздями или истерзанной множественными ножевыми ранениями (как она писала себя), а в светлой печали своего одиночества, по-детски предвкушающей праздник, праздник своего Вознесения! Нет, боль ещё не забыта. Она всё ещё с жаром изучает себя, ведет странный дневник, мистифицируя переписку со своим ангельским alter ego — выдуманной близнецом-славянкой, доверив ей свою боль  и страхи.

В рамках проекта представлено видео "Сон Фриды". По моему замыслу — это управляемый сон высокоодарённой натуры, творческий импульс которой бодрствует и во сне, навязывая художественные формы вольным порождениям своей психики. Так невидимое око Фриды художественно обрабатывает  свой  опыт борьбы с  мучительным дуализмом своего мироощущения и его же преодоления в себе, свои человеческие ностальгии и наконец свою готовностость возвестись в святые мученицы".

АЛЕКСАНДР ЕВАНГЕЛИ — ОБ ИРМЕ ШАРИКАДЗЕ И ЕЕ ПРОЕКТЕ "ПИСЬМА".

Самобытный проект "Письма" воспринимается в Москве как национальный и женский. Грузинская художница Ирма Шарикадзе исследует образ мексиканской художницы Фриды Кало как метафору идентичности — артистической, женской и национальной. Первой картиной Фриды был автопортрет. Она писала себя, поскольку "являлась той темой, которую знала лучше всего", как говорила она сама. Нам важен ее автопортрет с сестрой-близнецом. На нем две прекрасные молодые женщины, одетые скорее празднично, чем обыденно, изображены с нагими сердцами. Их сердца связаны общим током крови.

Проект "Письма" грузинской художницы напоминает нам об общем культурном кровообращении, о способности искусства преодолевать географические границы и захватывать не только людей, но и само время. Придуманная Фридой сестра-близнец — теперь уже в качестве персонажа Ирмы Шарикадзе — придумывает Фриду. В "Письмах" обе они, и Фрида, и Марица — alter ego грузинской художницы, ее собственная игра с образом художника, с персонажными стратегиями, с историей и языками искусства.

Персонаж искушает художника возможностью жить еще одной жизнью, близнец воплощает такую возможность. Марица рождена Фридой, Фрида проявляется в письмах к Марице, — сестры становятся друг другу символическими матерями. ("Лучше сделаем так: будь ты мне мамой, а я буду мамой тебе, если, конечно, ты не против...") В нежной метафоре мерцает замысловатая диалектика образа и референта, художника и персонажа. Это диалектика становления, близкая Фриде Кало и составлявшая, возможно, самую суть ее живописи. В сюжет воображаемых биографий сестер Ирма Шарикадзе встраивает собственное артистическое становление.

Кроме того, сестры-близнецы — это удвоение красоты. В витальности и концентрированной красоте образов грузинской художницы угадываются линии силового поля Сергея Параджанова. Внимание зрителя, скользящее по безупречному образу, останавливается на рукописном тексте письма под картинкой. Остановленное внимание читает проект не через шаблоны журнального глянца, к которым отсылает всякая эффектная картинка, а через концептуалистские коды, с которыми, впрочем, у Ирмы примерно такие же отношения, как у Фриды — с сюрреалистической живописью. ("Меня считали сюрреалистом. Это неверно. Я никогда не рисовала сны. Я изображала лишь мою реальность".)

Быть одновременно сестрой и матерью означает общего отца, становящегося мужем. В своем сне Фрида видит мать в батистовом платье, под легкой тканью обнаруживается волосатая мужская грудь. Через этот довольно жуткий сон говорит творческое усилие, в котором индивидуальность освобождает от родовых табу. Эмансипаторное усилие самой Ирмы Шарикадзе проявляется в сопротивлении персонажа жизненным обстоятельствам, взыскующим мужественности. Проект наэлектризован отражениями, — начиная даже не с зеркал, а с фонетики: Фрида, Ирма, Грузия, Революция, Марица. Рифмуется постколониальное — грузинская художница на московской арт-сцене, как мексиканская — на нью-йоркской. Фриде было 23 года, когда она оказалась в Нью-Йорке. Вот еще факт: Фрида носила доколумбовы украшения древней мезоамерики. В проекте мы видим невероятные украшения, напоминающие архаическое искусство. Вглядываясь в зеркало в инсталляции, мы вспоминаем Фриду, прикованную к больничной койке и впервые взявшую в руки кисть, чтобы нарисовать первую картину — саму себя.

ИРМА ШАРИКАДЗЕ / IRMA SHARIKADZE 

В 1997 после окончания художественного училища им. М.И. Тоидзе по классу керамики, увлеклась пантомимой. Два года выступала в Тбилисском государственном театре Пантомимы, пока не открыла для себя мир художественной фотографии.

В 2004 первую персональную выставку "Фантом" инициировал элит-клуб "Шарден". Открытие состоялось под открытым небом на улице Шарден в Старом Тбилиси, в рамках праздника Тбилисоба.

Сейчас работает над четвёртой частью авторского художественного цикла "Женщины-мифы разных эпох".

Ирма сотрудничает с журналом "Амартой" и со студиями ведущих дизайнеров Грузии. Большой опыт работы и в сфере рекламной фотографии. В разное время руководила рекламными кампаниями таких брендов как "Боржоми", "Castel", а также банков "TBC", "Standard Bank", казино "Аджария" и др.

В процессе творческого становления испытала сильное влияние Нико Пиросмани и Сергея Параджанова.

Слоган творчества: "Обнаруживать и выявлять красоту — это моё призвание, более того, моя судьба. Красота человека — таинство, и оно неотделимо от любви. Любовь — свет, озаряющий нам крутые тропинки жизни, дарящий нам свободу. Свободу, необходимую для творчества..."

Персональные выставки / Personal exhibitions

2008 "Сечение материй" — галерея Шарден, Тбилиси

2008 "Импровизация" — галерея Пурпур, Тбилиси

2004 "Фантом" — галерея Шарден, Тбилиси

Групповые выставки / Group exhibitions

2008 Фестиваль "Off Europe 2008" — галерея "Noch Besser Leben" , Лейпциг, Дрезден

2005 Фестиваль "Caravansarai" — N галерея , Тбилиси

2004 "33 export" — галерея Bamba row, Тбилиси

2003 Международный фестиваль рекламы "Epica" — Marriott Tbilisi, Тбилиси

2001 "AMCA Models" Фестиваль, Тбилиси

 

ГАЛЕРЕЯ GMG Галерея Марины Гончаренко

(495) 626 88 80, Леонтьевский пер., 2а/1

м. Пушкинская

 



Сайт управляется системой uCoz