Спектакль о простых людях

"Астров. ... те, которые будут жить через сто-двести лет

после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу,

помянут ли нас добрым словом? Нянька, ведь не помянут!

Марина. Люди не помянут, зато бог помянет.

Астров. Вот спасибо. Хорошо ты сказала".

// А.П.Чехов. "Дядя Ваня".

Поколение 21 века с шумом автомобильных шин врывается в тишину дворянской усадьбы конца 19 века. И вот мы из своего времени смотрим на эти сцены из деревенской жизни. Мы все такие же разные: добрые и злые, пьяные и трезвые, мудрые и странные. Мучаемся от своего несовершенства, грезим о новых, на наш взгляд, нужных миру истинах, которые в итоге нужны только одному конкретному человеку, который их открывает.

На сцене театра им Моссовета, с успехом прошла премьера спектакля "Дядя Ваня", в постановке всемирно известного кино- и театрального режиссера Андрея Сергеевича Кончаловского. Постановка отмечена интересными актерскими работами: Дядя Ваня, Иван Петрович Войницкий, 40 лет. — Павел Деревянко; Соня, дочь профессора Серебрякова, от первого брака — Юлия Высоцкая; Михаил Львович Астров, земский врач — Александр Домогаров; отставной профессор Серебряков — Александр Филиппенко; Елена Андреевна, вторая жена профессора, 27 лет. — Наталья Вдовина; обедневший помещик Илья Ильич Телегин — Александр Бобровский, Войницкая Мария Васильевна, мать первой жены профессора — Ирина Карташова, Марина, старая нянька Сони — Лариса Кузнецова.

Актеры очень тонко и внимательно передают внутренний мир своих героев. На сцене нет ни одного человека, характер которого был бы окрашен одной определенной краской, никого из них нельзя конкретно назвать плохим или хорошим. В самой первой сцене, за обеденным столом собрались простые люди, каждый из которых отмечен тем или иным достоинством. Земский врач Астров, преданный своей профессии и призванию; ушедший на заслуженный отдых профессор, все еще продолжающий писать свои брошюры об искусстве; любящая его молодая супруга; преданная и обожающая его теща, увлеченно и заинтересовано изучающая творения своего зятя. За этим семейным столом нашел себе приют и покой обедневший сосед, благородно и чинно принимающий сложившиеся обстоятельства жизни. Здесь же и хозяева, и хранители этого дома — управляющий имением и хозяйством дядя Ваня, его племянница Соня и старая нянька Марина. Но самое поразительное, что собрались эти герои за общим столом буквально на минуту, возвышенно-ироничное предложение дяди Вани выпить чаю раскалывает это семейное застолье вдребезги. Разворачивая перед зрителя душевный мир своих героев, актеры показывают, в какой же тоске и беспросветной глуши томятся души их героев. Андрей Сергеевич Кончаловский в своем интервью перед премьерой спектакля сказал: "Сегодня я ставлю спектакль о простых людях, которые иногда думают о себе не то, что они есть на самом деле".

Мы смотрим на сцену и видим, что время не властно над душой и сознанием человека, если он не дает себе труда задуматься о своей жизни, о жизни следующего поколения, "не старается "привстать на цыпочки", чтобы увидеть дальше и выше", как сказала наша талантливая современница писательница Татьяна Толстая. Человек радуется своим маленьким радостям, честно принимая их, как должное, своим заслугам. Но он винит в своих горестях и разочарованиях других. Мы возносим любимых женщин на высокий пьедестал, совершенно не давая себе труда понять, что эта женщина может и не любить тебя таким, каким ты выглядишь в ее глазах.

 

Так неужели горькие слова доктора Астрова, звучащие со сцены как предвестие надвигающейся пошлости, могут воплотиться в нашей действительности? Астров: "Наше положение, твое и мое, безнадежно... Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, — те, быть может, найдут средство, как быть счастливыми, а мы... Да, брат. Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все..."

Нет! Они должны звучать предостережением и заставить современного человека сквозь смех и слезы взглянуть на мир.

Фото: Светлана Челнокова



Сайт управляется системой uCoz