Официозный гламур

Орел отпущения
Вручены награды Академии кинематографических искусств

В минувшую субботу на "Мосфильме" вручали премию Национальной академии кинематографических искусств и наук "Золотой орел". Лучшим фильмом года оказалась "9-я рота" Федора Бондарчука. А российский кинематограф в целом оказался похож на российскую армию времен Отечественной войны 1812 года: герои здесь либо происходят из знатных родов, либо грузины, либо итальянцы, играющие в современном отечественном кино ту же роль, которую играли немцы в армии два века назад. За вручением премии наблюдал ВАЛЕРИЙ Ъ-ПАНЮШКИН.

Несмотря на то что церемония предназначалась для трансляции в эфире телеканала "Россия", на сцене первого павильона "Мосфильма" ни разу, надо отдать должное вкусу организаторов, не появился Евгений Петросян. Николая Баскова тоже на церемонии не было, что со стороны организаторов эстетство. И вообще практически не было вставных эстрадных номеров, никакие провинциальные юноши и девушки не сообщали публике своих представлений о жизни, и это обстоятельство следует считать со стороны киноакадемии совсем уж эстетическим фрондерством.

Открывал церемонию глава киноакадемии, режиссер Владимир Наумов. Он говорил, что первый павильон "Мосфильма" легендарен. В частности, выяснилось, что в этом самом павильоне Сергей Бондарчук снимал сцену первого бала Наташи Ростовой из "Войны и мира". В духе "Войны и мира" прошел весь вечер, только чувство было такое, будто снимают не первый бал, а собрание кружка Анны Шерер в расширенном составе. Выступил министр. Зачитали письмо государя.

Прежде всего участники церемонии старались соблюсти приличия, и главное правило кинематографических приличий заключается в том, чтобы найти хороший баланс между серьезным отношением к профессии и иронией по отношению к ней же. Ирония обязательна. Еще перед началом церемонии голос из репродуктора инструктировал номинантов в ироническом духе. "Когда объявляют вашу номинацию,- просил голос,- изображайте волнение. Если премию получили не вы, изображайте радость за победителей, даже если вы их ненавидите. Помните, вас снимает телевидение".

Кинематографисты, надо сказать, старались. Всякий кинематографист, объявлявший очередную номинацию, сообщал во всеуслышание, что ужасно волнуется, вскрывая конверт. Только артист Николай Фоменко заявил, будто совершенно не волнуется, чем проявил неприличное волнение, связанное, вероятно, с близостью Никиты Михалкова, сидевшего в первом ряду. Даже и не кинематографист вовсе, а писатель Борис Акунин и тот поддержал общую ироническую игру: получая премию за монтажера фильма "Турецкий гамбит" Энцо Меникони, господин Акунин представил господина Меникони достойнейшим человеком, рассказав, что к концу монтажа монтажер испытывал нескрываемое отвращение к персонажу Эрасту Фандорину.

Кроме иронии кинематографические приличия предполагали всячески подчеркивать семейные узы, так или иначе объединявшие всех присутствующих. Певец Максим Леонидов, например, читал басню про то, как режиссер Филипп Янковский снимает в кино свою жену — актрису Оксану Фандеру. Режиссер Владимир Меньшов выходил на сцену с дочерью — актрисой Юлией Меньшовой. Актриса Анна Михалкова, вручавшая "Орла" Александру Татарскому за мультфильм "Гора самоцветов", сказала, что выступает тут не столько от имени семьи, сколько в качестве ведущей программы "Спокойной ночи, малыши!". Режиссер Федор Бондарчук выходил вручать "Орла" за лучшую мужскую роль с матерью Ириной Скобцевой. Никита Михалков, получивший эту премию за роль в фильме "Статский советник", рассказал, как они с Сергеем Бондарчуком обсуждали плохое поведение сыновей, соответственно Степана и Федора, и вот теперь приятно, что хулиган Федор вручает премию. Даже режиссер Георгий Данелия, получивший "Орла" за верность профессии, сообщил, что, оказывается, это именно он первым сообщил Сергею Бондарчуку о том, что у того родился сын Федор.

Генеалогические лабиринты явно как-то сходились к Федору Бондарчуку. И действительно, после того, как Алла Демидова получила "Орла" за лучшую женскую роль в фильме "Настройщик", а Алексей Учитель, снявший фильм "Космос как предчувствие", получил "Орла" за лучшую режиссуру, Федор Бондарчук получил премию за лучший фильм года.

Вся съемочная группа "9-й роты" вышла на сцену. Статуэток "Золотого орла" оказалось на сцене сразу несколько. Кроме того, что фильм "9-я рота" оказался лучшим фильмом года, еще и оператор фильма Максим Осадчий оказался лучшим оператором, а композитор фильма Давид Евгенидзе оказался лучшим композитором.

Давид Евгенидзе, получая свою награду, отметил, что кинематограф дает пример дружбы русского и грузинского народов. Действительно, странным образом люди с грузинскими фамилиями получили очень много "Золотых орлов". Александр Миндадзе получил премию за лучший сценарий. Давид Евгенидзе — за лучшую музыку. Георгий Данелия — за верность профессии. И если учесть еще, что вручал господину Данелии приз артист Вахтанг Кикабидзе, а Борис Акунин на самом деле Григорий Чхартишвили, то получается, что грузины — второй в России кинематографический народ после титульного.

Третьим кинематографическим народом в России следует признать итальянцев. Кроме Энцо Меникони, получившего "Орла" за лучший монтаж, премию за выдающийся вклад в мировой кинематограф получил еще Роберт Де Ниро, не приехавший на церемонию, но приславший трогательное видеообращение. А лучшим зарубежным фильмом в российском прокате киноакадемики признали фильм "Авиатор", снятый Мартином Скорсезе и с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Золотая рота
кино премия

Существующая четыре года премия Национальной академии кинематографических искусств и наук на первых порах пыталась по возможности отличаться в своем выборе от уже существующих премий — "Ники" и "Золотого овна". В этом же году победа "9 роты" оказалась абсолютно предсказуемой. Комментирует ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.
"Золотой орел" вручался через десять дней после премии российской кинопрессы "Золотой овен", теперь существующей в новом формате: стоило отдать премию критиков из столичных рук в региональные, как сразу корреляция "Овна" с "Орлом" улучшилась (в общей сложности "9 рота" собрала шесть "Овнов"). Так, глядишь, в поисковых системах интернета скоро станет безразлично, что набирать — "орел" или "овен": оба одинаково золотые, и хотя один с рогами, а другой с крыльями, оба имеют одинаково "карманный" вид.

Марк Рудинштейн, отмежевавшись от столичной прессы, нет-нет да и вносившей ненужные элементы маргинальности и выбиравшей не самые однозначные блокбастеры, наконец добился того, что его церемония приняла статусный вид с почти стопроцентной явкой самых звездных лауреатов. Так что и победитель для такого шоу требовался статусный, овеянный кассовым успехом и несущий или хотя бы изображающий некий серьезный нравственный мессидж. Никита Михалков, чья студия "Тритэ" активно сотрудничает с Первым каналом, не упускает случая продукцию этого замечательного канала так или иначе поощрить, и в прошлом году именно этим обстоятельством аналитики объясняли неожиданный триумф "72 метров" Владимира Хотиненко. Презрительно обойденные остальными кинопремиями, "72 метра" получили "Орла" как лучший фильм, удивив наблюдателей, которые ставили на "Своих" Дмитрия Месхиева, собравших львиную долю наград Московского кинофестиваля. На этот раз Первый канал был представлен в номинации "Лучший фильм года" "Турецким гамбитом" Джаника Файзиева, а кроме него с "9 ротой" пытались соревноваться выдвинутый на "Оскар" "Итальянец" Андрея Кравчука, "Космос как предчувствие" Алексея Учителя и "Солнце" Александра Сокурова.

Комментируя итоги "Золотого орла", обычно принято шипеть, что распределение наград определяется симпатиями бессменного ведущего церемонии и фактически хозяина премии Никиты Михалкова. Но если попробовать от этой предвзятости абстрагироваться и представить логику киноакадемиков, которые перед голосованием должны все-таки по идее что-то посмотреть, то успех "9 роты" видится предрешенным вне зависимости как от ее художественных достоинств, так и от закулисных интриг. Это просто-напросто фильм, от просмотра которого трудно уклониться, а посмотрев, уже не хочется искать лучшей кандидатуры ввиду идеального соответствия этого зрелища традиционным понятиям о призовом фильме: написано с воодушевлением, снято эффектно, сыграно с надрывом, смотрится без особого умственного напряжения.

Впрочем, от "Турецкого гамбита" увернуться тоже было нелегко, но это было в начале года, да к тому же это стопроцентно развлекательный, коммерческий, безыдейный проект, и его выдвижение на "Орла" можно объяснить разве что все той же дружбой "Орла" с Первым каналом.

А если рассмотреть другие фильмы, претендовавшие на звание лучшего, то например, чтобы не увидеть "Солнца", совершенно не нужно прикладывать дополнительных усилий. В основной номинации эта картина фигурировала скорее для галочки, ввиду известности режиссерского имени, и в широких массах киноакадемиков не нашла понимания, хотя это самый простой фильм Александра Сокурова. "Космос как предчувствие" уже получил свое, победив на последнем ММКФ, пусть и довольно парадоксальным образом, на фоне более сильных соперников. Тем не менее отпустить Алексея Учителя с пустыми руками было бы невежливо, и он получил "Орла" в номинации "лучший режиссер". Еще в ней присутствовал все тот же Федор Бондарчук, а авторский кинематограф (для плюрализма) вместо Александра Сокурова представляла Кира Муратова, как бы немного случайно затесавшаяся в этот мужской междусобойчик с "Настройщиком", которого все остальные кинопремии вообще отыграли в прошлом году. "Настройщика" "Золотой орел" тоже не обидел, наградив за лучшие женские роли Аллу Демидову и Нину Русланову. Здесь вообще, если хотят обидеть, то просто делают вид, что фильма не существует, а уж если его выдвинули, то стараются хоть какой-нибудь пустячок да вручить, поэтому в одни руки здесь все призы не достаются, как это может случиться на "Нике" или "Московском кинофестивале".

Победа в номинации "Лучшая мужская роль" Никиты Михалкова оказалась в этом году тем редким случаем, когда награждение либо самого хозяина "Золотого орла", либо его друзей и родственников не вызывает никаких скептических ухмылок: михалковская игра — объективно лучшее, что есть в "Статском советнике". Это было отмечено и "Золотым овном", хотя там роль князя Пожарского фигурировала как второстепенная, но это традиционное расхождение между разными премиями, отражающее зыбкость самого понятия "роль второго плана". Так, Гильдия киноведов и кинокритиков СК России, определяя номинантов на национальную премию кинокритики и кинопрессы "Белый слон", расценила роль председателя СК в "Статском советнике" как главную. В какую категорию определит Никиту Михалкова "Ника", пока неизвестно, но что касается лучшего фильма, в принципе, у академиков "Ники" есть возможность отличиться и создать хоть какую-то интригу: вместо "9 роты" они могут заслуженно утешить автора "Солнца", поддержать скромного "Итальянца" или в крайнем случае сойтись на "Гарпастуме" Алексея Германа-младшего.



Сайт управляется системой uCoz