115 лет назад родился Александр Довженко

Его революционный монтаж сбивал с толку Эйзенштейна.

Имя советского кинорежиссёра Александра Довженко известно всему миру. В фильмографии классика советского кино всего семь игровых и три документальных ленты, неравнозначных по художественному воплощению, но неизменно грандиозных по масштабу авторского замысла. Когда-то Александр Довженко сказал: "Мои картины похожи на яблони — хорошо потряс, набрал 500 яблок, плохо — упало штук 10". В его время немногим были по вкусу эти плоды. Масса сценариев, проектов, идей остались нереализованными. Но и сделанного оказалось достаточно, чтобы творчество Довженко вошло в золотой фонд мирового кино как яркий пример искусства, опередившего своё время. Сегодня со дня рождения Александра Довженко исполняется 115 лет.

Александр Петрович Довженко, сын крестьянина из села Сосница на Украине, родился в 1894 году 11 сентября. В 19 лет, окончив среднюю школу, стал сельским школьным учителем. Его юность совпала с гражданской войной и революцией: он воевал в рядах Красной армии.

После демобилизации молодого бойца в качестве поощрения сделали первым секретарем советского посольства в Варшаве, а позже — секретарем советского консульства в Берлине. Однако дипломатическая карьера не привлекала Довженко. Пребывание в Берлине он использовал для занятий живописью и графикой, рисовал едкие карикатуры.

Вернувшись в Харьков в середине 20-х, Довженко присоединился к авангардному артистическому сообществу и работал художником-карикатуристом в газетах и журналах. Считается, что эта работа стала основой его фильма-карикатуры "Прощай, Америка".

В те же годы Довженко вошел в литературное сообщество "левых" писателей, которые старались соединить украинское культурное наследие с современными революционными формами. Позже эта утопическая идея станет почвой для многих фильмов.

Художник-карикатурист, сельский учитель, писатель, секретарь советского посольства в Варшаве и Берлине — с таким послужным списком Александр Довженко пришел в кинематограф. Ему было больше 30. Ему повезло, и довольно скоро на Одесской киностудии он снял комедии "Вася-реформатор", "Ягодка любви" и "шпионский" фильм "Сумка дипкурьера". И все же настоящим кинодебютом Довженко считается фильм "Звенигора" (1927). На волне оглушительного успеха этого фильма он создает "Арсенал" (1928) и "Землю" (1929). Потом появляются "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939). Последние фильмы Александра Довженко — "Мичурин" (1949) и "Прощай, Америка!" (1951) называют совершенно провальными... После смерти Александра Петровича в 1956 году, его жена и помощник Юлия Солнцева сняла еще четыре фильма по его незаконченным сценариям и наброскам.

Он признавался, что не имел ни малейшего представления об этой профессии, но искренне верил в важность "нового искусства". Начав с комедий и шпионских фильмов, Довженко скоро подошел к своим эпическим полотнам — "Звенигора", "Арсенал", "Земля" — став главным художественным деятелем новой, советской Украины.

Евгений Марголит, киновед: "Никто, как он, соразмерен по масштабам этой роли титана — человека, который несет для своего народа знания о самом себе. Люди, говорили о том, что с ними никогда не было, они вышвырнуты из своего обычного, веками длившегося существования и брошены в историю, они ищут нового языка для нахождения себя исторических — это главная задача Довженко".

Только материалов "Звенигоры" хватило бы на четыре картины. В кинополотно Довженко вместил три века украинской истории — от казачины до большевиков. Рассказывая древнюю легенду о Звенигоре, он движется из столетия в столетие и обратно. Привыкшие к последовательному монтажу зрители были удивлены, даже Эйзенштейн признался, что впечатлен, но сбит с толку.

Монтаж, сбивавший с толку даже Эйзенштейна, современному зрителю кажется привычным, но на заре советского кинематографа стал своего рода революцией и... классикой. В отличие от стремительного, динамического монтажа Эйзенштейна и Вертова, кадры Довженко неторопливы, почти статичны. Застывшие кинокадры — почти фотографии — дают зрителю возможность вглядеться в лица и увидеть в них трагичный смысл происходящего. Часто связанные между собой кадры отдалены друг от друга, разбросаны по фильму, и требуется усилие, чтобы соединить их в одну логическую цепь.

Джемма Фирсова, актриса, режиссер, ученица А. Довженко: "Довженко стоит особняком в искусстве кино, почти все наши классики были реалистами и прагматиками. И был единственный человек, который шел от души и был практически поэтом. Ему были нужны свои методы, он изобретал свои приемы — он не мог работать приемами общими".

В фильме "Арсенал" — уже конкретное историческое событие, приход большевиков в Киев. Покинутые поля сражения, искаженные не то плачем, не то смехом лица, и встык — Николай Второй, пишущий в дневник главные события дня: "Убил ворону. Погода хорошая". Удивительный по силе монтажный ряд стал одной из главных особенностей фильмов Довженко, а главной темой творчества — земля-кормилица и люди, веками живущие на ней. Идеи коммунизма режиссер так и воспринимал как нечто новое, что строится на основе старых традиций и неразрывно с ними связано. Власть в лице Сталина поощряла Довженко.

Евгений Марголит, киновед: ""За вами долг — украинский Чапаев", — сказал Сталин", — вручая ему орден Ленина, предполагая, что там будет выведена его руководящая роль".

В украинском "Чапаеве" — "Щорсе" о вожде не упоминалось. Это был удар. Во время войны Довженко и вовсе променял режиссуру на документалистику, был военным журналистом.

После войны снял лишь две — не лучшие свои картины. Поэму о творчестве "Жизнь в цвету" перекроили в повесть о селекции "Мичурин", а лента "Прощай, Америка" так и осталась незавершенной. Довженко погрузился в преподавание.

Джемма Фирсова, актриса, режиссер, ученица А. Довженко: "Он, например, говорил такие вещи: "Не делайте картину, если вы не чувствуете, что без этого не сможете жить. Режиссер должен не только уметь ставить фильм, но и знать, как распланировать город, иметь представление, как учить детей"".

Есть факт, иллюстрирующий отношение Довженко к режиссуре, — снимая фильм "Аэроград", он отправил серьезный доклад, как и в какой точке Тихого океана строить такой город. Довженко был из тех начинателей кино советской эпохи, которые верили, — каждая их новая картина — по сути, чертеж будущего идеального мира, который должен быть воплощен в жизнь.

По материалам Культура



Сайт управляется системой uCoz