Русских не взяли в Берлин

Объявлена практически вся программа открывающегося через три недели Берлинского кинофестиваля. Она, по существу, обошлась без России как кинематографической державы. О том, почему это становится традицией Берлинале, задумался АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

23 из 26 фильмов официальной программы уже оглашены. Берлинале откроется 9 февраля кинодрамой "Снежный пирог" Марка Эванса с Аланом Рикманом и Сигурни Уивер в главных ролях. Среди голливудских фильмов-участников (большинство пойдет вне конкурса) особенное внимание привлекают комедия ветерана Роберта Олтмена "Верный друг степей" (A Prairie Home Companion) с Мерил Стрип и Вуди Харрельсоном, политический триллер Стива Гахана "Сириана" с Джорджем Клуни и биографическая лента "Капоте" Беннета Миллера с только что награжденным "Золотым глобусом" Филипом Сеймуром Хоффманом в главной роли. Самый энигматичный голливудский режиссер Теренс Малик, однажды уже получивший берлинского "Золотого медведя" за "Тонкую красную линию", покажет "Новый мир". По сценарию братьев Вачовски, творцов "Матрицы", режиссером Джеймсом Мактейгом снят фильм "В как Вендетта" с Натали Портман. Гаэль Гарсия Берналь и Шарлотта Гинзбур образуют дуэт в картине "Наука спячки" Майкла Гондри.

Из режиссеров других стран привлекают в той или иной степени имена британца Майкла Уинтерботтома ("Дорога на Гуантанамо" о мусульманах, страдающих на американской базе), итальянца Микеле Плачидо (гангстерская драма "Криминальный роман") и француза Клода Шаброля ("Комедия власти" — политический триллер с Изабель Юппер). Представлены в конкурсе и другие, не столь крупные, но модные европейские страны — Австрия и Дания, последняя фильмом-дебютом Перниллы Фишер Кристенсен "Мыло" — об отношениях хозяина клиники красоты и транссексуала. Будут представлены в Берлине и Латинская Америка, и Австралия, и Иран, и Китай ("Обещание" Чена Кайге), и Таиланд ("Невидимые волны" Пенека Ратанаруанга), и Босния и Герцеговина. Немецких фильмов покажут аж пять (включая экранизацию "Элементарных частиц" Мишеля Уэльбека) плюс четыре, в которых Германия выступает копродюсером. Берлин пытается стать для своей национальной киноиндустрии тем же, чем Канн для французской.

Вызывающим белым пятном на кинокарте мира made in Berlin остается Россия. И это самая большая загадка, разгадку которой никто не может найти вот уже пятый год, с того времени, как к руководству фестивалем пришел новый директор Дитер Косслик. До него советское, а потом российское кино было одним из базовых компонентов структуры Берлинале. Даже в годы постперестроечного малокартинья мы были гарантированно представлены на этом самом "пророссийском" фестивале. Но в новом веке все изменилось, что вызывает не просто обиду, но негодование наших продюсеров и кинематографических чиновников, не устающих гордиться небывалым подъемом в отечественной киноиндустрии. Ни один из отечественных блокбастеров, включая "9 роту" и за условным исключением "Ночного дозора" (показанного год назад в виде спецсобытия), не вызвал энтузиазма на Берлинале.

При этом новое руководство хочет русского кино, однако его имидж по-прежнему связан с фильмами штучного, авторского производства. Их делается все меньше, и лучшие уходят в Канн или Венецию. Берлинале по-прежнему политизирован слева, а российское кино становится жирным, буржуазным, консервативным и в таком виде здесь неинтересно. Единственный фильм, который за последние пять лет попал в конкурс,- это "Солнце" Александра Сокурова: последний, конечно, имеет отношение к России, но сам по себе брэнд. "Солнцу" не повезло: состав прошлогоднего жюри не оставил картине призовых шансов.

В этом году состав жюри гораздо больше ориентирован на арт-хаус: помимо возглавляющей его Шарлотты Рэмплинг фильмы будет судить выдающийся режиссер-авангардист Мэтью Барни. Однако ничего из России нет не только в конкурсе, но и в "Панораме", и в "Форуме" — параллельных программах, которые в прошлые годы хоть как-то компенсировали отсутствие конкурсных картин. И если об отборе в конкурс можно спорить и учитывать разные аргументы, то уж найти картину из России, подходящую для "Форума" или "Панорамы", не составляло труда. Слова организаторов о том, что в этом году особенно много сильных зарубежных фильмов, звучат неуклюжей отговоркой: их наверняка будет не больше, чем обычно, и, в сущности, не так уж много. В параллельных программах можно найти кино со всего мира, только не из России, производящей около 100 картин и выходящей по многим показателям киноиндустрии в пятерку ведущих в Европе.

Вряд ли что-то изменится за оставшиеся дни до оглашения полной программы — так что, судя по всему, единственным российским участником останется "Ловитор" Фархота Абдуллаева, который отобран в программу детского фестиваля, проходящего в рамках Берлинале. Картина о беспризорниках — как и победивший в прошлом году в детском конкурсе "Итальянец", которому успех в Берлине открыл шанс быть выдвинутым от России на "Оскар". В общем, наше кино готовы признать детским, но полноценным взрослым — никак. Хотя прогресс все же есть: "Итальянца" включили в конкурс для самых маленьких, а "Ловитора" — для подростков старше 14 лет.



Сайт управляется системой uCoz