Финал Канн

Объявлены результаты 62 Международного Каннского кинофестиваля.

"Золотая пальмовая ветвь" досталась черно-белому фильму об исторической ответственности и кануне Первой мировой — "Белой ленте" Михаэля Ханеке. Гран-при получил тюремный эпос "Пророк" Жака Одиара.

Лучшим актером был назван австриец Кристоф Вальц за роль в антифашистском фарсе "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино, а лучшей актрисой — Шарлота Гензбур за главную роль в философском ужастике "Антихрист" Ларса Фон Триера (между тем, Экуменическое жюри вручило "Антихристу" главный "антиприз" за женоненавистничество).

Приз за режиссуру получил филиппинец Брийанте Мендоза за жестокую неореалистическую "Бойню", а за лучший сценарий — постоянно конфликтующий с правительством китайский режиссер Ло Е за гомосексуальную драму "Весенняя лихорадка".

Приз жюри поделили "Аквариум" британки Андреа Арнольд и вампирская мелодрама "Жажда" Чхан-Вук Пака. А специальный приз жюри получил иранский фильм "Никто не знает о персидских кошках" Роксаны Сабери. В программе особый взгляд награду получил "Собачий зуб" греческого режиссера Гиоргоса Лантимоса.

Приз за достижения в кинематографе получил французский классик, один из старейших работающих режиссеров Ален Рене (награждение приурочено к его новому фильму "Сорняки").

Приз "Золотая кинокамера" за режиссерский дебют был отдан австралийцу Уорику Торнтону за фильм "Самсон и Далила", "Золотую пальмовую ветвь" за лучший короткометражный фильм получил португалец Жоао Салавиз за фильм "Арена", а специальный приз за короткометражный фильм "Шестисполовинойдолларовый человек" новозеландца Луиса Сазерленда.

Помимо "Жажды", на Каннском кинофестивале прошла премьера еще одного фильма артхаус-линии "Кино без границ" — "Лица", первой европейской картины знаменитого тайваньца Цай Мин-Ляня.

У отечественных критиков "Лицо" вызвало противоречивую, но заинтересованную реакцию:

К внеконкурсным с долей юмора отнесем и последнюю конкурсную ленту программы — Visage, или же "Лицо", тайваньского киномэтра 1990-2000-х Цай Мин-ляна, которого у нас знают по концептуальному порномюзиклу "Капризное облако". Смокинговая премьера состоялась в субботу в 19.00 и вызвала повышенное внимание французской прессы, потому что в фильме сыграли Жанна Моро, Натали Бай, Матье Амальрик (участвующий в гомосексуальной сцене), а в главных ролях — Фанни Ардан, любимец и альтер эго Трюффо Жан-Пьер Лео и Летиция Каста.
Сыграли — это сильно сказано. Фактически Цай Мин-лян использовал их как декорации. Мы назвали картину внеконкурсной, потому что она вне контекста каннского конкурса последних лет. Авангардист Йонас Мекас делил фильмы на образные и сюжетные. Фильм Цай Мин-ляна — образный на сто процентов, потому что сюжета в нем нет вообще. Если верить аннотации, это фильм об известном тайваньском режиссере (его играет постоянный актер и альтер эго Цай Мин-ляна Ли Кан-шен), который экранизирует в стенах Лувра миф о Саломее. Главную мужскую роль царя Ирода он предлагает Лео (в столкновении на экране альтер эго двух больших режиссеров, Трюффо и Цай Мин-ляна, надо искать особый смысл). Чтобы сделать фильм коммерческим, продюсеры в ответ навязывают ему на роль Саломеи фотомодель Каста.
Но никакого Лувра, которому фильм посвящен наряду с Трюффо, на экране нет. Он возникает лишь в последней сцене, когда персонаж Лео пролезает в одну из галерей из скрытого панелью подземелья. Что до Саломеи, то действия на экране Летиции Каста таковы: она распевает китайские песенки, раскачивая прелестной головой, как китайский болванчик, долго заклеивает окна широким черным скочем, барахтается в заполненном водой туннеле и делает артистический стриптиз над лежащим, покрытым пленкой и залитым пастой из жестяной банки Ли Кан-шеном.
Захотелось спросить Летицию, трудно ли было играть эту роль? Но что спрашивать? Конечно, трудно выучить китайские песенки, чтобы артикулировать их потом под фонограмму. Зато Летиция в фильме очень хороша. А фильм тоже очень хорош, красив и способен породить много трактовок и легенд.
Юрий Гладильщиков, Ведомости

Недавно умершей матери посвящен и фильм Цай Минь Ляна "Лицо". Тайваньский режиссер (Ли Кан Шен, альтер эго режиссера) едет в парижский Лувр снимать киноверсию мифа о Саломее. В это время у режиссера умирает мать, ее призрак преследует его — как и другой, его любимого Франсуа Трюффо. Главную роль "фильма в фильме" играет старый безумный Жан-Пьер Лео (тоже альтер эго французского классика), а продюсером выступает Фанни Ардан, последняя пассия режиссера. На минутку появляются даже Жанна Моро и Натали Бай, тоже бывшие актрисы и музы Трюффо (не хватает только Катрин Денев). Но всех их затмевает Летиция Каста, играющая Саломею на тонкой грани между моделью и актрисой. Эстетское декадентское кино, которое оценят немногие — только те, кто и так любил Цай Минь Ляна и кто способен любить до конца. Это и стало для меня главным сюжетом Каннского фестиваля: он позволил доказать любовь и верность тем режиссерам, которым мы обязаны лучшими мгновениями своей воображаемой жизни в кино — даже если сегодня кто-то из них в кризисе. В фильме "Лицо" Ли Кан Шен и Жан-Пьер Лео, не имеющие общего языка, общаются через имена кумиров — этот эсперанто всех киноманов. "Пьер Паоло Пазолини". — "Феллини". — "Антониони". — "Орсон Уэллс". — "Мурнау". — "Карл Теодор Дрейер". — "Чарли Чаплин". — "Трюффо". — "Тарковский".
Андрей Плахов, Openspace

Последний конкурсный фильм <...> — "Лицо" Цая Мин-Ляня, снятое в Париже, такое "Капризное облако", в котором вместо е...ли с арбузами — осмозис Цая с французской кинематографической культурой. Кто бы мог подумать, что и ему настолько хочется быть Годаром.
Ли Кан-Шен играет самого Цая, который в Париже пытается снимать "Саломею" с Жан-Пьером Лео и Летицией Кастой. Начинается все с того, что у него дома прорывает кран и он заливает пол-Монмартра, потом они с Лео в красивом снежном лесу (который на самом деле павильон) соревнуются, кто больше знает имен великих режиссеров (Ли проигрывает, потому что не слышал про Мизогучи). Фанни Ардан — как бы продюсер фильма и ищет в искусственном сугробе лабутеновскую туфлю. Летиция сперва в меховом капюшоне поет по-китайски, потом раздевается преред оленем (олень сходит с ума, сбегает и съемки останавливаются), потом у нее самой начинается нервный срыв и она в общей сложности минут пятнадцать заклеивает окна и зеркала черной изолентой. Попутно у героя умирает мама — Фанни Ардан наперегонки с призраком съедает подношения, оставленные перед ее портретом. Еще Лео на Пер Лашез хоронит по буддисткому обряду воробушка. А Жанна Моро выпивает. А Натали Бай вылезает из-под стола. Я, признаться, сбежал минут за двадцать до конца, но при желании можно массу удовольствия получить.

Роман Волобуев, блог "Афиши"

В конкурсе вчера показали "Лицо" Цай Мин-Ляня — восхитительной красоты провал, набор сцен из жизни режиссера, оленя, Летиции Касты и Фанни Ардан. Оммаж Трюффо (в фильме играет Жан-Пьер Лео, а Ардан, поглаживая книжку о Трюффо, говорит: "Франсуа, и ты здесь"). Полуимпровизационная, сырая картина о бессмысленности режиссуры. И об олене. Сырая — в прямом смысле: в фильме не просто много воды, как всегда у Цай Мин-Ляня, но есть прекрасная сцена, дающая представление о внутреннем мире режиссера. Герой (как всегда, Ли Кан-Шен) минут десять подряд пытается заткнуть прорвавший кран на кухне. Вода хлещет во все стороны, он прикрывает кран кастрюлей, заматывает его тряпками, но вода прорывается снова, и вот уже из кухни уплывает в коридор какая-то утварь, а фонтан все не иссякает. "Лицо" — это вот такой фонтан образов, метафор и исповедей (во время съемок у режиссера умерла мать, и в фильме мать главного героя, умерев, сидит, прозрачная, в аквариуме и ест погребальные фрукты, стоящие у ее портрета). Цай Мин-Лянь пытается заткнуть этот фонтан французскими актерами, подобием сценария — но бессознательное оказывается сильнее, и вот уже кухонная утварь — кинокритики — тихо выплывают из зала.
Ксения Рождественская, Фильм.ру



Сайт управляется системой uCoz