Председатель любви

Режиссер Вонг Кар-Вай, автор "Любовного настроения" и "2046", станет председателем жюри Каннского кинофестиваля.

Это должно было случиться уже давно: китайское кино становится постепенно мейнстримом, а Кар-Вай — самый изысканный из всех великих китайских режиссеров, которых сейчас довольно много. Такой человек и должен возглавить жюри главного кинофестиваля планеты.

Вонг Кар-Вай уже распространил заявление, полное красивых слов.

"У каждого города свой язык. В Каннах это язык мечты. Но очень трудно судить мечту, и особенно сравнивать одну мечту с другой. Есть старая китайская пословица: "Нельзя ждать ветер, но нужно держать окно открытым". Я с радостью разделю мечты величайших талантов современного кинематографа с моими товарищами по жюри. И мы будем держать окна широко открытыми".

У Вонга Кар-Вая давние интимные отношения с Каннским кинофестивалем. Его "открыли" в Каннах в 1989 году, когда показали "Пока не высохнут слезы". В 1997 году за фильм "Счастливы вместе" он получил награду как лучший режиссер, а "Любовное настроение" и "2046" наград не получили, хотя были в конкурсе, получили множество похвал от критиков и были очень нежно приняты публикой.

"Золотая пальмовая ветвь" каннского кинофестиваля остается по-прежнему одной из двух самых главных кинематографических наград.

Но, конечно же, однобокость и субъективность, свойственные "Оскару", не могут обойти стороной и Канны. Последние годы, как, впрочем, и почти всегда, фестиваль сопровождают скандалы, политические и не только. В 2004 году председателем жюри Каннского кинофестиваля был Квентин Тарантино, бывший сиделец в видеопрокате. Он дал "Золотую пальмовую ветвь" Майклу Муру и его фильму "Фаренгейт 9/11", ленте с украденным названием, не удавшейся политической агитке (фильм, напомним, был снят к выборам для того, чтобы американцы не выбрали Буша-младшего во второй раз, однако он как раз и победил), самому успешному документальному фильму в истории кинематографа. Приз жюри достался "Олдбою" — жестокому и длинному фильму Пака Чан-Вука о корейском графе Монте-Кристо.

На следующий год президентом жюри Каннского кинофестиваля стал Эмир Кустурица, здоровенный угрюмый серб, снимавший сначала фильмы тяжеловесные и мрачные, а потом в совершенстве овладевший искусством обращать интонацию "смех сквозь слезы" в деньги, мировое признание и славу.

Кустурица начал с заявления о невероятно низком уровне фестиваля, о низком качестве представленных на конкурс фильмов. "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм "Дитя" братьев Дарденн. Кустурица заранее предупреждал, что "жюри будет принимать решение, основываясь на влиянии фильма на человеческую душу, а не на кассовых успехах. Кино не параллельно демократии, мы будем основывать решения на консенсусе, но безо всякой демократии". Не то, чтобы решение жюри каннского кинофестиваля обязано резонировать с общественными вкусами, но, в общем, не так часто бывает, чтобы главный приз дали фильму неизвестному, нескандальному, лишенному надежды на внятные кассовые сборы, короче говоря, настоящему произведению искусства.

Президент фестиваля Жиль Жакоб сказал о Вонге Кар-Вае самое главное: "Его фильмы поражают нас пластическим великолепием и ностальгическими любовными эмоциями в великой романтической традиции".

"Великая романтическая традиция": Кар-Вай консерватор, он снимает кино о роскошных, невероятно красивых женщинах, об их терзаниях и о любви. После радикально-либеральной политики и повышения стандартов киноискусства любовь и мечта внесут приятное разнообразие в каннскую парадигму.



Сайт управляется системой uCoz