"Философия фильма"

Вышла книга Виталия Куренного "Философия фильма: упражнения в анализе".

Традиционно книги под подобным заголовком призваны познакомить читателя не столько с кино как предметом данного исследования, сколько с глубоким и богатым "внутренним миром" его автора. В таких случаях автор восхищается, обычно, тем или иным режиссером, демонстрирует свой тонкий вкус и глубокое понимание истинной культуры. Книга Куренного со всем этим великолепием не имеет ровным счетом ничего общего. Напротив, философ уже на первых страницах шокирует возвышенно настроенных читателей следующим заявлением: я, — говорит Куренной, — никакого систематического отбора фильмов для книги не проводил, да этого и не требуется; просто иногда ходил в кинотеатры, изредка покупал сначала кассеты, потом DVD, и вот время от времени просмотренные фильмы становились для меня поводом написать тексты. Они перед вами.

По мнению автора, эксклюзивный подход к кино тривиален; смотреть исключительно "артхаус", потакая своим художественным вкусам и/или амбициям, — это значит игнорировать ту информационную революцию, которая произошла в последние годы на наших глазах и которая неизбежно приведет и уже приводит к социальным и политическим последствиям. Действительно, именно массовое кино является сегодня самой дорогой и одновременно самой экономически прибыльной формой культурного производства, которая к тому же неизбежно связана с политикой. Наиболее ярко последнее обстоятельство проявляется, конечно же, в Голливуде, который, как пишет Куренной, сегодня остается фабрикой пропаганды ничуть не в меньшей степени, чем когда-то советский кинематограф эпохи культурной революции (отличие лишь в том, что сталинский кинематограф был строго монологичен, предлагая зрителям "генеральную линию", в то время как в американских фильмах по ту сторону экрана допускается дискуссия). Устраниться от непрерывного потока массовых фильмов и смотреть только "хорошее кино" для Куренного представляется невозможным или, точнее, неразумным: это означало бы, что интеллектуал отказался от части своего публичного статуса и оставил общество наедине с этой машиной по производству идеологий. Поэтому автор предлагает воспринимать фильм в первую очередь не как эстетический объект, но как предмет рефлексии. Вопреки Мерло-Понти, кино позволяет не только воспринимать, но и мыслить себя. Рефлексия противопоставляется философом информационному хаосу, в котором мы живем. Получается такой вот рыцарский поединок просвещенного разума и пиринговых сетей.

В отношении каждого фильма, каким бы отвратительным с художественной точки зрения он ни был, Куренной предлагает задать три вопроса: что снято, как снято и для чего снято? Перчатку рефлексии в лицо массовой культуре бросают вместе с автором Ингарден и Пропп — Куренной, таким образом, берет за основу своего анализа феноменологическую методологию исследования искусства и структурный анализ волшебной сказки. Такой подход в общем-то полностью исключает рассказ о кино в терминах "режиссерской работы" или "актерской игры". Исследователя интересует только то, что происходит на экране, а не технические средства при помощи которых происходящее на экране реализовано. В технические средства, кстати говоря, включаются в том числе и режиссер с актерами. Они проводники к содержанию фильма, но точно не предмет анализа. За рамками этой методологии остается только третий вопрос, который касается прагматики фильма.

Куренной предлагает использовать блокбастер как инструмент познания. Действительно, один из главных секретов сверхпопулярных фильмов, знакомых миллионам зрителей, состоит в том, чтобы в сочетать в разумных пропорциях уже известное, привычное и нечто новое. А это значит, что блокбастер является проявлением Zeitgeist, анализируя который мы получаем доступ к самой сути вещей. В фильмах отражаются стереотипы поведения, общественные связи, характерные манеры и настроения. В них также находят свое место коллективные грезы и ожидания. Кроме того, анализируя фильм, мы можем различать то, что зритель желает увидеть и то, что ему хотят объяснить и показать — последнее относится уже к сфере чистой идеологии.

В целом я бы назвал работу Куренного хорошим учебником по современному кино для тех, кто желает быть скорее аналитиком, чем снобом. Или, возможно, напротив, для еще больших снобов, чем те, кто тщательно выверяет фильмографии "не для всех". В конце концов демонстрировать способность мыслить в публичном пространстве, где глупость каждого является достоянием толпы, сегодня гораздо престижнее, чем иметь предположительно безупречный вкус элиты.



Сайт управляется системой uCoz