Герой второго плана

Смерть итальянского кинодраматурга Туллио Пинелли застигла врасплох даже тех, кто следит за долгожителями в сфере кино. В прошлом году ему исполнилось 100 лет, а в нынешнем анонсирован новый фильм по его сценарию: он называется "Путешествие в Тулум" и рассказывает о поездке Федерико Феллини в Мексику в поисках мистических святынь. О действующих режиссерах, если они доживают до такого возраста, говорят довольно много, а вот сценаристы по несправедливой традиции всю жизнь остаются в тени.

Федерико Феллини, который был младше Пинелли на 12 лет, сотрудничал с ним со своей первой картины "Огни варьете" (1950) и вплоть до последней ("Голос луны", 1990). Хотя у итальянского режиссера номер один были другие верные сценаристы, и прежде всего его ровесник Тонино Гуэрра, универсальное мастерство Пинелли пригодилось для таких разных феллиниевских картин, как "Маменькины сынки", "Дорога", "Сладкая жизнь", "8 1/2" (все четыре номинированы на "Оскар" за лучший сценарий), "Джульетта и духи", "Джинджер и Фред".

Пинелли сотрудничал и с другими классиками неореализма — Альберто Латтуадой (среди прочих — "Степь" по Чехову), Пьетро Джерми ("Серафино", "Альфредо, Альфредо"), Витторио Де Сикой ("Сады Финци-Контини") и Марио Моничелли ("Мои друзья", "Надеемся, будет девочка"). В то же время его пригласила для своих первых опытов ("Франциск Ассизский", "Галилей") такая ярая оппонентка неореалистов, как Лилиана Кавани. В 1969-м, когда Боб Фосс задумал музыкальный ремейк "Ночей Кабирии" с Ширли Маклейн, сценарий "Милой Чарити" писал опять же Пинелли.

Туллио Пинелли родился в Турине, служил в кавалерии, работал юристом, написал с дюжину театральных пьес, а в девяностолетнем возрасте издал свой первый роман "Дом Робеспьера". В промежутке он приложил руку к сценариям 83 фильмов, составивших славу итальянского кино.

Он женился только раз, когда ему было 78, на французской актрисе Мадлен Лебо, сыгравшей роли второго плана в "Касабланке", "Анжелике, маркизе ангелов" и "8 1/2", и прожил с ней до самой смерти. Он сам был счастливым человеком второго плана. У него ни разу не возникло соблазна попробовать себя в режиссуре — и слава богу, ведь среди его соотечественников дефицита отличных режиссеров не наблюдалось. Зато хорошие сценаристы были нужны всем, и постановщикам не приходилось самим писать — как это сплошь и рядом делают в менее профессиональных кинематографиях.



Сайт управляется системой uCoz