ScienceArtFest

Программа Международного фестиваля ScienceArtFest (16 — 29 марта) ЦСИ Винзавод.

Выставка

"Наука как предчувствие"/Science as Suspense (куратор Д.Булатов)

16 марта. 20.00-22.00 Лекция Стеларка (Австралия).

17 марта 20.00-22.00 Мастеркласс Кена Ринальдо (США).

19 — 20 марта 18.00 — 21.00 Научно-популярное кино. 75 лет "Леннаучфильму".

21 марта. 12.00 — 21.00 День публичных лекций знаменитых ученых.

Николай Янковский, Константин Анохин, Анатолий Черепащук, Михаил Алшибая

22 марта 15.00 — 18.00 Публичные дебаты с участием ученых "Научные фальсификации и общественные психозы, связанные с наукой " (куратор — главный редактор журнала "Химия и Жизнь" Любовь Стрельникова).

Клонирование, Озоновые дыры, Адронный коллайдер, Глобальное потепление...

21 — 22 марта 12.00 — 18.00 Мастер-классы для детей, родителей и педагогов

Студия мультипликации своими руками, Экологический практикум, Научные фокусы


ВИНЗАВОД, 4-й Сыромятничский пер., д.1, стр.6, тел. (495) 917 46 46



Программа ретроспективы "Первая кинофабрика научпопа"
19 марта, 18.00 — 21.00.

(возможны изменения)


В поисках единства

1986. Автор сценария — В.Бреев, Г.Рудаков. Режиссер — Л.Волков, Оператор — Л.Волков, Г.Глазунов.

Фильм синергетике — самоорганизации живой и неживой природы. Научный руководитель — академик Б.Кадомцев. Достижения этой прогрессивной науки в предперестроечное время, уникальные эксперименты.

Клетка

1987. Автор сценария — Т.Львова. Режиссер — Е.Владыкина. Оператор — Б.Геннингс.

Цитология — учение о строении животных и растительных клеток, их функционировании.

Загадки живой клетки

1976. Автор сценария — С.Мандельштам, В.Суслов. Режиссер — В.Чигинский. Оператор — Б.Балашов.

Явление иммунитета, микросъемка работы Т-лимфоцитов по защите организма от чужого белка. Иммунитет как союзник и враг. Хроника — проф. Барнад, пересадка сердца.

У порога сознания

1957. Автор сценария — Е.Мандельштам. Режиссер — Г.Бруссе. Оператор — Б.Геннингс.

Происхождение человека как вида: синантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Воссоздание облика по скелетным останкам антропологом Мих.Мих.Герасимовым. Зарождение элементов человеческого сознания. Высшая нервная деятельность обезьян — шимпанзе в Колтушах, повторение опытов Павлова. Сухумский медико-биологический центр с гамадрилами. Стадная жизнь и ее законы.

Обезьяний остров

1974. Автор сценария — Л.Фирсов, В.Лозовский. Режиссер — И.Войтенко. Оператор — Н.Завьялов, Ю.Левкович.

Опыт профессора Фирсова по перемещению обезьян на остров одного из озер Псковской области и наблюдение за их

жизнью в естественных условиях. Фильм рассказывает о разнообразных сторонах жизни и поведения обезьян на воле: питание, сон, акклиматизация. Показан ряд опытов, результаты которых важны для приматологии, теоретической и практической медицины, психологии и пр.

Частная жизнь нейрона

1981. Режиссер — В.Чигинский. Оператор — В.Пресняков.

Особенности структуры и функций нервных клеток, их вид и взаимодействие под микроскопом. Главный приз конгресса МАНК в г.Иена, Германия, 1982 г.

Дельта-функция и ее применение

1985. Автор сценария — В.Малинин. Режиссер — А.Макаров. Оператор — И.Тиктинская. Звукооператор — С.Акманова. Художник — К.Бронзит.

Анимационный фильм, образно и с юмором раскрывающий сложную математическую тему.

Богомол играет в прятки

1988. Автор сценария — В. Пархоменко. Режиссер — Ю.Климов.

Мимикрия — искусство прятаться от врагов.

Алферов есть Алферов

фильм 3-й из цикла "Импульс Алферова", 2006. Авторы сценария и режиссеры — Л. Шахт, С. Балакирев. Оператор — С. Балакирев

Фильм третий -Алферов есть Алферов" продолжение цикла, где главным действующим лицом станет сам Жорес Иванович Алферов: вспоминающий, созидающий, размышляющий, уверенный, что только наука есть настоящий "движитель прогресса", и ей он рыцарски служит уже более пятидесяти лет

Зритель с удивлением откроет для себя нового, неизвестного Алферова. Так мало кто знает, что беззаветная любовь к науке родилась, возможно, из последнего разговора со старшим братом, так и не вернувшимся с войны. Хранимые всю жизнь его письма с фронта полны любви и веры в победу: "Я буду драться, чтобы отец мой был свободным человеком..., братишка человеком будущего и человеком с большим будущим" Слова брата оказались пророческими.

Лестница в небо

2008. Авторы сценария — Анна Ганшина, Светлана Насенкова. Режиссер: Светлана Насенкова.

Вы знаете кто такой Артур Кларк? Конечно, это известный писатель-фантаст А кто такой Юрий Арцутанов? Не знаете. А вот Артур Кларк не только знал, но приезжал специально познакомиться. Потому что скромный русский инженер автор гениального изобретения космического лифта, лестницы в небо; в 60-е годы эта идея родилась, и это была идея из далекого будущего. Похоже, сегодня это будущее уже близко, а Юрий Арцутанов, к счастью, долгожитель.

Деликатес

2008. Автор сценария, режиссер и оператор — Мария Кондрикова.

Обыкновенная зеленая лягушка! Ее жизнь прослежена на всех этапах — от эмбриона до взрослой особи — в разных драматических ситуациях, в том числе, связанных и с человеком.



"Павел Клушанцев. Дорога к звездам"

Ретроспектива фильмов легендарного режиссера


Павел Владимирович Клушанцев(1910 — 1999) — режиссер, оператор, драматург и писатель. Работал в кино и научно-популярной литературе. Космос вообще и популяризация космических полетов в частности стали для него главными темами. Первым в истории кинематографа привнес в научно-популярное кино элементы фантастики, совместив, таким образом, два разных жанра. В результате в кино появилось принципиально новое направление — НФ киноочерк (или популярно-фантастический фильм), не получивший, к сожалению, продолжения в отечественном кинематографе. Павел Клушанцев один из немногих (если не единственный) из отечественных режиссеров, за которым на Западе закрепилась репутация именно режиссера-фантаста. Там его ценят, предже всего, за изобретение спецэффектов — в этом Клушанце намного опередил свое время. Такие мастера НФ кино, как Стэнли Кубрик, Джордж Лукас и Ридли Скотт упоминали о нем, как об одном из учителей, а оскароносец Роберт Скотак, специально посетил СССР, дабы встретиться с Павлом Клушанцевым и расспросить о секретах его уникальных съёмок. "За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их" — сетовал журнал "Американский кинооператор", в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссёра два выпуска подряд (American Cinematographer, Vol. 75, No. 6, 7).

Секрет Клушанцева, на наш взгляд в том, что он не пытался снять кассовый фантастический боевик, а, даже делая постановочный фильм, оставался грамотным популяризатором науки, космонавтики. Именно скрупулезность в "восоздании неведомого" делает его фильмы такими достоверными. Так, изготавливая модель космической ракеты, которая должна была направиться к Луне, Клушанцев опирался не на "художественную форму", а на известные формулы баллистики. Что привело к недоразумению — бдительные цензоры увидели сходство между ракетой Клушанцева и готовящейся к старту ракетой КБ Королева. И это не едиственный пример.

Уже в 1951 году, снимая ленту "Вселенная" Клушанцев выходит за границы научно-популярного кино, обращаясь не только к строгим научным фактам, но и к области околофантастической — миру гипотез, предположений и даже откровенных фантазий. Фантастика "чистого разлива" появилась в 1957 году, когда одновременно со стартом первого спутника на экраны вышел фильм "Дорога к звездам". Клушанцев, наконец, нашел свой фирменный стиль научно-популярного кино — документальный научпоп плюс научная фантастика. Фильм был высоко оценен и получил премии I ВКФ (Москва) и I МКФ научных и технических фильмов в Белграде (1958). "Дорога к звездам" имела большой успех не только в СССР, но и на Западе, ее закупили в США, где она была показана по CBS в рамках сериала "20 век".

Тогда же у режиссера родилась идея поставить исключительно игровую НФ ленту: впервые в истории кинофантастики герои отправились осваивать Венеру. Фильм "Планета бурь" вышел на большой экран в 1961 году, тут же став хитом сезона — появление картины удачно совпало с полетом Гагарина и повальной увлеченностью космонавтикой. Покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картинку — как это может происходить в недалеком будущем. Фильм был закуплен 28 странами.

"Планета бурь" не была лишена многих серьезных недостатков. Прежде всего это касается шаблонных, лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с таким комсомольским пафосом, что трудно сдержать снисходительную ухмылку. Хотя в фильме были задействованы неплохие актеры — В. Емельянов, Г. Жженов, для которого "Планета... " стала дебютом в кино после возвращения из сталинских лагерей. Люди, их характеры и взаимоотношения, космическая философия не интересовали Клушанцева-режиссера. "Планета бурь" создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики. Все ее недостатки с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия.

После шквального огня критики, обрушившейся на "Планету... ", Павел Клушанцев зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся в любимое лоно научпопа. Но фантастика на этом не закончилась. Спустя несколько лет он поставил блистательные популярно-фантастические фильмы "Луна" (1965) и "Марс" (1968), завершив "планетарную трилогию". "Луна" в 1966 году получила Золотую печать города Триеста на IV МКФ фантастических фильмов.

В 1970 году Павлу Владимировичу Клушанцеву присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли, но процент фантастического допущения в них уже почти неразличим, что, однако, не умаляет их несомненных достоинств; он много писал — увлекательные научно-популярные книги для детей. В 1980-е, когда он ушел из кино, о нем как-то сразу забыли. Знаменитый во всем мире режиссер и оператор, признанный мастер кинофантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни ютился с женой в тесной коммунальной квартирке. На Западе о нем немало написано, имя Клушанцева известно любому режиссеру-фантасту. На родине царило молчание. ВТолько недавно, его ученики с Леннаучфильма напомнили зрителю о нем, когда в 2000 году к 90-летию режиссера был выпущен фильм-посвящение "Павел Клушанцев — к звездам" (реж. А. Ткаля). В 2002-м в Дании о нём был снят фильм "Звёздный мечтатель".


Фильмы П.В.Клушанцева, планируемые к показу на ScienceArtFest

20 марта, 18.00 — 21.00.


"Луна". 1965, 5 ч., цв

Автор сценария — П.Клушанцева. Режиссер — П.Клушанцев. Оператор — А.Климов.

Научно-популярный фильм о спутнике Земли, строении его поверхности, физических свойствах лунного грунта, температуре и гравитации. Гипотезы с элементами фантастики о путях освоения человечеством жизненного пространства Луны.

"Марс". 1968, 5ч., цв.

Автор сценария и режиссер — П.Клушанцев. Оператор — А.Климов. Оператор комбин.съемок — Романенко, Л.Докторов.

Фильм представляет собой большой интерес с точки зрения популяризации идей исследования космоса и достижения человечеством других планет. Знакомит с научным представлением о Марсе. Авторы фильма рассказывают о различных выводах разных ученых, что дает зрителям возможность познать глубину проблемы, ее необычайную сложность.

"Дорога к звездам". 1957, 5ч., ч/б

Международная премия. Белград 1958 г.

Автор сценария — Б.Ляпунов, В.Соловьев. Режиссер — П.Клушанцев. Оператор — М.Гальперин. Композитор — С.Шатирян. Художник — М.Цыбасов. Звукооператор — Р.Левитина.

Первый в истории кино популярно-фантастический фильм. Первая часть картины рассказывает об основоположнике космонавтики К. Э. Циолковском, об истории развития ракетной техники и дальнейших перспективах космонавтики. Вторая часть — научно-фантастическое игровое кино, фантазия на тему "Как будет происходить освоение человеком Ближнего и Дальнего Космоса".

"Планета бурь". 1961, 78 мин, цв.

Автор сценария — П.Клушанцев, А.Казанцев. Режиссер — П.Клушанцев. Оператор — А.Климов.

На планету Венера отправляется первая советская космическая экспедиция из трех кораблей. При подходе к Венере один из кораблей гибнет. Экипажи двух других кораблей, среди которых находятся иностранец и робот "железный Джон", благополучно совершают посадку. Две группы движутся по направлению друг к другу. При этом на орбите остается один корабль с космонавтом на борту. Прежде чем герои найдут друг друга и улетят на Землю, их застигнет извержение вулкана, они погрузятся на морское дно, встретят неведомых животных и достойно перенесут все экстремальные ситуации.

"Метеоры". 1947, 10 мин.

Автор сценария, режиссер — П.Клушанцев. Оператор — П.Клушанцев

Новаторский для своего времени фильм в технико-постановочном плане — занимательность научного сюжета, мастерство комбинированной съемки, метеоритный дождь и северное сияние выглядят абсолютно достоверно и отнюдь не "мультипликационно".



Сайт управляется системой uCoz