"Россия — глазами Андрея Кончаловского"

В столице Франции прошел ретроспективный показ кинофильмов, созданных российским режиссером Андреем Кончаловским.

В кинотеатре "Линкольн", рядом с Елисейскими полями, зрителям были представлены крупнейшие работы, созданные режиссером в его советский и российский период творчества.

Не случайно ретроспективный показ, охватывающий период работ с 1967 по 2002 годы, был озаглавлен "Россия — глазами Андрея Кончаловского". В программу минифестиваля вошли семь лент. Это хорошо знакомая французской кинокритике картина 1967 года "Асино счастье" ("История Аси Клячкиной") — более 15 лет находившаяся под цензурным запретом.

Известная в России и весьма популярная на Западе картина "Дворянское гнездо" (1969). Еще более популярна во Франции грандиозная фреска "Сибириады". Любители Чехова смогли увидеть в эти дни и экранизацию 1970 года пьесы "Дядя Ваня".

В показе участвовала и уже известная во Франции — особенно тем, кто интересуется историей России — лента "Ближний круг", рассказывающая о соратниках Сталина.

Более поздний период творчества Андрея Кончаловского представлен лентой "Дом дураков" о чеченских событиях.

В ходе парижского ретроспективного показа состоялась и премьера социально острой ленты "Глянец" — в конце февраля она вышла во Франции в широкий прокат. Автор не скрывает, что даже в России она вызвала весьма разные отклики, так как и отношение к происходящему у людей разное.

В интервью французским СМИ Андрей Кончаловский подчеркивает, что показ его лент разных лет в Париже — это представление его взгляда на Россию, осмысление ее сложной истории. "Я же русский художник, с русскими корнями. Все мои картины — это мои личные концепции, мои взгляды на страну, на Родину, на Россию", — говорит режиссер.

Он отвергает намеки на то, что долгое пребывание вне России отдалило его от страны. "По какой бы земле ты не шагал, ты шагаешь по земле своей Родины", — напоминает Кончаловский слова одного из иммигрантов.

"Я делаю фильмы, в которых стремлюсь рассказать о ситуации в России. Это не критика — это зеркало, которое отражает определенные стороны жизни страны, которые для самого важно проанализировать, работая над лентой", — сказал режиссер в обширном интервью радиостанции "Франс-энтер".

"Ряд стран православной религии, такие, как Россия, Греция, Болгария и Украина имеют свой особый менталитет, отличный от западного", — считает режиссер. "Многих раздражает, когда я говорю, что Россия — не европейская страна. Но на мой взгляд это действительно так и это отражается в самых различных сферах ее жизни и общества. Россию сегодняшнего дня нельзя сравнить ни с одной страной мира", — подчеркивает Кончаловский.

Режиссер признает, что одной из его любимых собственных картин остается грандиозная "Сибириада", которая в первоначальном, не "вырезанном" варианте приближалась к 280 минутам. Фильм-фреска был удостоен специальной премии жюри на фестивале в Каннах 1979 года.
"Это уникальная лента уже тем, что 20 процентов ее экранного действия происходит и было отснято в одном и том же сибирском селе. Такое отражение истории страны, крупных событий века через жизнь одного населенного пункта представляет собой весьма большую художественную сложность, но в то же время открывает и перспективы для творчества", — говорит режиссер.

Он отмечает, что тронут популярностью у французского зрителя, интересующегося Россией, ленты "Дворянское гнездо". "Я счастлив, что сделал эту картину — она красивая, живописная, но и наполненная в то же время чисто русскими чувствами", — подчеркивает режиссер.

Он признает, что подчас в некоторых своих работах придерживается мрачноватых взглядов на современное общество и состояние нравов. "Но пессимизм некоторых моих лент — лишь поверхностный", — заверяет режиссер. В то же время он отмечает, что верит в силу государства, как организующей структуры. "Великий русский философ Бердяев говорил, что государство существует не для того, чтобы вести людей по пути в рай, а для того, чтобы помешать им попасть в ад", — напоминает Кончаловский.

"Сегодня я как режиссер стал иным, чем в прежние годы. Я более не молод, более не наивен, возможно, я стал более требовательной и целостной натурой — и я вижу Россию уже иначе. В этой связи "Глянец" — это совершенно иной фильм, ведь и сама Россия невероятно изменилась", — заверяет Кончаловский.

Чтобы сохранить атмосферу авторского кино, все фильмы в Париже были показаны на русском языке с французскими субтитрами.



Сайт управляется системой uCoz