"Признаки халдейства и стадности"

- Приветствую, Юрий Борисович! Сначала, очень хотелось бы поблагодарить за такой
светлый фильм и поздравить Вас с выходом его на экраны. Мне картина очень
понравилась, оказалась близка как по содержанию, так и по форме. После премьеры
пообщалась с Вашей супругой и Михаилом Тарабукиным. Хотелось бы и Вам задать
несколько вопросов. Расскажите немного про первоисточники, по которым писался сценарий

- Когда-то давно прочитал рассказ Альберто Моравия "Лицо халдея". Его героем был официант,
считавший себя ловким ловеласом, и при знакомстве с девушками выдавал себя за артиста.
Однажды, в общественном транспорте, он пристал к двум девицам, и одна из них готова была
дать ему свой телефон, но подруга одернула ее: "Посмотри на его рожу: это же типичное лицо
халдея. С того момента официант стал критически разглядывать себя в зеркали, и в нем начался
процесс внутреннего перерождения. Вот и все, что мне запомнилось из рассказа. Но сегодня,
когда на общественную сцену вышел новый герой, этот рассказ вспомнился и подтолкнул к нашему
сюжету. Вовремя пришла на ум и восточная притча про белых обезьян. Ну, а остальное -
мучительный и интересный процесс сочинения сценария, сначала с Владимиром Вардунасом -
в прозе, затем с Вячеславом Лейкиным — в стихах.

- Кто из персонажей картины Вам ближе?

- По образу мыслей и восприятию мира — безусловно, Даша (Катерина Ксеньева).

- Почему все-таки главный герой не смог последовать за своим истинным счастьем и любовью?
Вы решили не добавлять ему смелости? Или "герою нашего времени" это не нужно?


- Об этом подробно рассуждают в одном из Вовиных снов двое Авторов (Юрский и Басилашвили).
Приведу фрагмент их диалога:

Бас.: — ...Рожденный ползать не взлетит, не так ли?
Паденья, взлеты не в его натуре.
Он — не мятежник и не ищет бури.
Нетривиальность разрушает цельность. Юр.: — Но именно в поступках смысл и ценность!
Менять себя, свой мир, свою судьбу,
Вступить с собой в упорную борьбу,
Поспорить с автором, сюжет пришпорить,
Концовку изменить...

Возможность поменять себя дается нашему герою. И в конце фильма он уже не такой самоуверенный
и простой тип, как в начале. Однако, правда жизни диктует нам свой сюжет. И путь от халдейского
мироощущения до понимания духовных ценностей — огромен! Главное: его начать! В финале Вова -
в начале этого пути, и белые обезьяны будут ему всегда напоминать о потерянных возможностях и
о совершенном предательстве.

- Что являлось Вашим источником вдохновения для столь поэтичного произведения, как фильм
"Не думай про белых обезьян"?

- Все: и музыка, и стихи Лейкина, и найденные актеры, и петербургские крыши. Во время сочинения
все, что нас окружает, начинает участвовать в процессе творчества.

- Про исполнителя главной роли Михаила Тарабукина Вы неоднократно рассказывали.
Расскажите немного, пожалуйста, о главной актрисе Катерине Ксеньевой
(где она играет, как Вы решили взять ее на эту роль, как работалось вместе).
У нее очень необычный персонаж: сказочный, фееричный. Как ей удалось это показать?

- Актриса Катерина Ксеньева — моя дочь. Она наделена редким драматическим талантом,
который впервые проявился у нее в спектакле "Санта-Крус" по пьесе М.Фриша в театре
"Приют комедианта" (СПб). Это была выдающаяся работа, которая меня поразила, тем более,
что я не помогал Кате, хотя и проживаем в одной квартире. После этого я снял ее в роли
косоглазой журналистки в сериале "Русские страшилки" (СТС — 2003). Что касается роли Даши,
то она писалась с прицелом на Катю, учитывая ее индивидуальность и эмоциональную подвижность.
Мы решили, что ее героиня обладает неадекватной реакцией на происходящее: во время опасности
на нее нападает неудержимый смех, несправедливость приводит ее в ярость, а красота в любом
проявлении — в восторг! И это совпадает с характером самой Катерины.

- И про других актеров пару слов.

- Я всегда выбираю актеров по принципу соответствия типажу персонажа — и во внешности, и в
социальных чертах, и в темпераменте. Поэтому отбор идет тщательный и неторопливый. Я доволен
сложившимся актерским ансамблем в картине и сейчас не представляю себе, кого бы мог в нем
заменить — и не только из главных ролевых актеров, но и из исполнителей эпизодических ролей

- По Вашему мнению, нынешний мировой экономический кризис сможет людей отрезвить, переоценить их ценности?
Или они, как герой Вашего фильма, спрячут душу далеко и пойдут дальше строить капиталы?

- Когда я читаю в прессе, что какой-то банкир застрелился из-за банкротства, то вспоминаю, что богатые
духовно люди не только выживали даже в самых нечеловеческих условиях концлагерей, но и вдохновляли
своим примером окружающих, вселяя в них надежду и волю к жизни (например академик Лихачев).
А когда у человека, кроме денег — ничего за душой, он вызывает у меня жалость и сожаление.


- Что бы Вы пожелали "своему зрителю"?

- Читать классическую литературу, сопереживая ее героям — это воспитывает душу, рождает сострадание,
а следовательно и человечность. В конечном счете, именно постоянное и глубокое общение с искусством
формирует личность. Это позволяет человеку избавиться от признаков халдейства и стадности.

- Спасибо большое за беседу. Желаю Вам скорейшего выздоровления и успехов! А насчет того, что Вы сейчас (пока будете лечиться), медитируете, это серьезно или шутка? Очень интересно.
По личному опыту знаю, что очень полезное занятие

- В отличие от моих героев, я, лично, медитацией никогда не занимался. Да, честно говоря, и некогда.
Накопилось много обязательств, недооформленных документов, недописанных статей и сценариев.
Да еще и почта, на которую надо отвечать. В этих заботах, глядишь, болезнь и пройдет.



Сайт управляется системой uCoz