Плохое время для артхауса

АНТОН МАЗУРОВ (КбГ)
...О ПРОКАТЕ РОССИЙСКОГО НЕЗАВИСИМОГО КИНО, НОВЫХ ПЛОЩАДКАХ, "САМОМ ПЛОХОМ ВРЕМЕНИ ДЛЯ АРТХАУСА" И СОБСТВЕННЫХ ПЛАНАХ КОМПАНИИ

В новом сезоне — с января по сентябрь 2006 года компания "Кино Без Границ" выпускает десять релизов, продолжая выбранную стратегию по работе со "сложным кино" и чередуя имена известные и зарекомендовавшие себя у отечественного зрителя (Ямада, Китано, Чхан Ук-Пак) с именами статусными пока только для узкой группы киноманов (Цукамото, Молл, Одиар и Хамер). Об итогах этого года, за который КбГ успели впервые за свою историю прокатать пять русскоязычных лент, мы говорим с Антоном МАЗУРОВЫМ, креативным директором и вице-президентом компании "Кино Без Границ".

Антон, расскажи, что сейчас происходит в артхаусном кинопрокате? Насколько сейчас вообще перспективно заниматься артхаусом?
Я буду говорить с точки зрения собственной компании. Я думаю, что для артхауса сейчас плохое время. Это связано с миллионом причин: начиная с политического состояния страны, с убогого единомыслия и заканчивая состоянием рынка. Потому что никакая "9 Рота" не улучшает состояние артхаусного проката просто механически: она его поджимает, правда? Она встает на три недели полным экраном, многие фильмы "выдавливаются"... Стоящие с краю падают с кресла первыми. А артхаус именно с такого края всегда в этой стране и стоит. Помимо этого, то, что происходит сейчас в мозгах зрителя, можно констатировать как совершенную незаинтересованность в новых, необычных проектах. То, что всех интересует — это пять с половиной проверенных фамилий, даже если это заведомая халтура и снижение уровня типа последнего Озона или Ким Ки-Дука, или их интересует что-то, что каким-то образом попадает в понятие "гламурного" фильма, что соответствующим образом поддерживается однообразным журнальным глянцем. Все остальное отметается. Есть кинотеатры, которые продолжают довольно упорно что-то артхаусное показывать, но посещаемость у них смехотворная. Причем, мы можем включить какой-то механизм рекламы, можем не включать его — ничего не изменится, все равно цифры нас не будут потрясать. В этом году изменилось вот что: все сюрпризы по деньгам мы получаем от Санкт-Петербурга и Украины. И никаких сюрпризов от Москвы. Москва прогнозируема. Надо учесть, что наша позиция немного не сходится с теми, кто работает в "35 мм", потому что у них устойчивая артхаусная площадка после гибели "Ролана". Она поднялась, там поменялась команда, они стали чаще проводить какие-то фестивали, буквально каждые две недели. Сейчас уже это грамотная работа нормальной артхаусной площадки, которая, соответственно, притягивает похожего зрителя. Несмотря на то, что там присутствуют качественные имена от Джармуша до ... , подбор фильмов неровный, поэтому продолжается вся история с прокатом простеньких европейских картин... И есть традиция старых наших взаимоотношений с этой площадкой. Здесь ничего не изменилось. Поэтому мы стараемся работать и там, и сям, что на сегодняшний день не очень интересно. После покупки "Фитиля" Игорем Угольниковым, кинотеатр умер как киноплощадка, которая прокатывает артхаус. Слава Богу, там остался еще "Сине фантом" с его замечательными акциями. Мы работали с "Фитилем", у нас даже такой хит своеобразный, который подсказал нам, что эту площадку можно раскачать, это "Тони Такитани" Дзюна Итикавы. Но с тех пор уже тоже много воды утекло.

Антон, политика компании как-то изменится? Судя по вашему репертуару на следующий год, есть ощущение, что у вас есть на что-то надежда?
Мы все же в не состоянии "все плохо". Мы системно и упорно работаем в том же ключе — минимум один фильм в месяц мы выпускаем, стараясь концентрировать внимание на тех персонах и фильмах, которые нам кажутся интересными. То есть, у нас есть кризис в ощущении, но компания-то работает. Все тот же ритм, мы ни одного месяца не пропустили. Естественно, у нас что-то сдвигается, как бывает в каждой компании: то фильм не готов, то нам не разрешают его выпустить, пока он не вышел в стране, где он снят... У нас есть какие-то долгоиграющие хиты, как, например, довольно давно вышедшая картина Родриго Бельотта "Сексуальная зависимость", которая собрала одной копией в кинопрокате уже более 50 тысяч долларов и прокат ее продолжается. Это до сих пор хороший показатель (из расчета на одну копию). Понятно, что Джармуш пятью копиями соберет двести или двести пятьдесят тысяч. Прекрасный показатель. Но во-первых, это Джармуш, а то боливийское кино... И такими же хитами у нас являются "Тони Такитани" Дзюна Итикавы и "Капризное Облако" Цай Мин Ляня. Причем, "Тони Такитани" тоже больше пятидесяти тысяч — одной копией, а "Капризное Облако" — даже больше, но двумя копиями.
Из этих трех хитов мы делаем вывод, что секс еще актуален. Все, что связано с сексом, будет работать. Видимо, в стране чего-то не хватает. Настоящего эротического кинематографа не хватает, не порнухи. Сексуальная энергия применительно к кинематографу все же скована.

Что касается российского кино: как у компании возникла идея закупки большого количества российских фильмов или вы просто обратили внимание на этот рынок, потому что он становится, наконец, интересным?
Наверное, это уже тенденция — российское кино стало куда-то двигаться. Но по большому счету, ощущая тенденцию, мы всегда идем от противного. Потому что такие картины, как "Пакостник" Тани Деткиной или тот же "Путеводитель" Александра Шапиро (хоть это и украинское кино) и уж тем более "Прямохождение" андеграудного Евгения Юфита, вряд ли можно назвать априори фильмами с потенциалом для возможного серьезного бокс-офиса. Просто нам показалось, что на волне интереса к большим картинам не должен пропасть интерес к производству арт-кино, требующих в большей степени творческого самовыражения, а не "оседлывания" тенденции (улыбается).

Насколько ваш интерес к этому сегменту российского кино себя оправдал?
Задача была — поддержать эти картины. Кроме успешного "Настройщика" Киры Муратовой все эти картины не принесли прибыль. Это все ноль. Мы берем, вкладываем деньги, потом работаем с фильмом, причем у них у всех мощная пресса (мы все собираем на сайте www.arthouse.ru, чтобы было понятно, что мы не в какой-то вакуум выпустили фильм). У нас есть какой-то отзвук в прессе, но от зрителя, ради которого все это и задумано, он минимальный. Сейчас пишет пресса о фильме, или не пишет, на сборы это никак не влияет. Зритель не заинтересован такими фильмами. То есть, мы не остались в накладе, но и ничего на этом не заработали. Хотя мы, по большому счету не ставили такой задачи. Задача была — поддержать неформатное черно-белое перпендикулярное кино, укладывающееся в концепцию нашей компании. "Настройщик" — проект прибыльный, собрал свои деньги и продолжает хорошо собирать. Просто черно-белые копии, которые были напечатаны на пленке "ORWO" никто не умеет их прокатывать, и они очень быстро стали гибнуть в кинотеатрах. "ORWO" — хорошая пленка, но надо иметь опыт ее прокатывать. Были серьезные кинотеатры с хорошими механиками и хорошим оборудованием, но они превращали нам новый, только напечатанный фильм в мешок с кадрами.

Обидно...
Поэтому у него судьба немного короче, чем могла бы быть, потому что нам каждый раз приходится сокращать количество копий и собирать из трех копий одну вменяемую. Так что, у нас нет примитивной конъюнктурной задачи "войти в волну". Это совершенно на нас не похоже, и, главное, не интересно.

Мне было очень интересно следить за прокатом "Первых на Луне", но я до сих пор практически ничего не знаю о том, как он прокатался...
"Первые на Луне" Алексея Федорченко
— это, опять же, угаданный нами по актуальности проект (на уровне фестивалей, на уровне прессы) Мы его взяли до всяких Венеций. На Кинотавре он нам понравился, и мы договорились со Свердловской киностудией. То есть, разговор шел еще до Кинотавра, на Кинорынке. А на Кинотавре мы всё это подытожили. Дату проката выставили до Венеции. Это был расчет вне зависимости от Венеции. У картины мощнейшая пресса, Федорченко за сутки дал интервью больше, чем когда-то Отар Иоселиани, представляющий свою картину "Утро понедельника". Это было тотальное событие, даже в журнале "Афиша" (смеется) параллельно с "9 Ротой", вторым событием номера стояли "Первые на Луне". И это чистый провал в прокате, потому что мы вообще никакого зрителя не увидели. Зрителя "съела" в том числе и "9 Рота". Не имеет значения — документальная это драма или постмодернистская мистификация, получила приз в Венеции, или нет... Даже дело не в "9 Роте", а дело в том, что людям просто это не надо. Пропала потребность смотреть что-то необычное и индивидуально, для себя это отыскивать. Многие ходят на то, что они любят, а любят они проверенные имена. И журналы, и все гламурные персонажи в кино, способствуют тому, что зритель доверяет именно какому-то набору авторов, даже если они снимают халтуру. А вторая история в том, что многие ходят на эти фильмы не столько потому, что они любят этих авторов, а, условно говоря, чтобы быть в материале, быть "в обойме". Офисная культура у нас продолжает развиваться... "Первые на Луне" — это чистой воды провал. Они идут, они собирают. Три копии сейчас собрали двадцать тысяч... Видимо, мы соберем тридцать тысяч тремя копиями, но это капля в море... Прогоняя через большое количество площадок. Больше того, этот фильм взяли очень неплохие региональные кинотеатры, но которые обычно арт-кино не берут. То есть, какие-то новые события произошли, но на зрителя это никак не повлияло. Нет ни одного города, про который мы можем сказать: "Ух, как здесь хорошо прошел "Первые на Луне!" Даже Питер не отработал всерьез, хотя Питер сработал лучше, чем Москва, и это становится традицией. Возможно, вся pr-компания помогла dvd-релизу фильма.

По прогнозам на следующий год ты что-нибудь можешь сказать? Есть радужные перспективы для артхаусного кино?
Никаких радужных перспектив я не вижу, потому что ничего ни на уровне прокатной политики государства не меняется, ни даже с точки зрения поддержки отечественного арт-кино. Когда-то Голутва или Лазарук заявляли, что государство не будет давать деньги на блокбастеры, но до сих пор все большие проекты начинаются с титров "При поддержке Федерального агентства...". А кинотеатры...мертвая — это история пока... Хотя наметились какие-то позывы у некоторых кинотеатров в Перми, в Магнитогорске, но это все такие мало профессиональные, детские, непродуманные ощущения... Системы НЕТ. И нет желания ради зрителя, нового, другого зрителя, эту систему профессионально создать и заработать на этом деньги. Никто не говорит: "Делаю один артхаусный день каждую неделю, давайте распишем несколько месяцев". Один день в неделю!
Для нас перспектива выхода на некий новый уровень может состояться только в том случае, если мы откроем свой кинотеатр. А проблема продолжается, потому что мы свои деньги из кинопрокатного бизнеса не выводим, потому что у нас нет таких больших лишних денег: они идут на покупку фильмов, то есть, на основную деятельность компании. А проблема с финансированием все еще продолжает нас беспокоить: мы нашли инвестора, и сейчас идет период административных согласований... Я персонально поверю во весь этот проект, когда увижу рабочих, наполняющих три уже давно существующих зала аппаратурой... Многозальный кинотеатр, у которого нет компромиссов, и есть какая-то система показа артхауса, сложившаяся в голове за годы работы, сможет создать новое географическое притягательное "местечко" в Москве, куда будут стекаться люди, можно сделать: на фоне кризиса Музея кино это становится даже более актуальным. Это удастся, но есть масса "если"...

Появились ли за этот год новые площадки, готовые прокатывать артхаусное кино?
Вера Алексеевна Луганская: Санкт-Петербург, кинотеатр "Пик". В перспективе будет Краснодар работать — кинотеатр "Болгария". Эти два кинотеатра — для нас неожиданность. Они никогда не работали нашими фильмами. И они первыми взяли "Первые на Луне".

Нетипичные для вашей компании партнеры?
Якутск, "Центральный" — "Тони Такитани", Субтитры.
Волгоград, "Альтернатива" — это специализированная площадка артхаусного плана.
Украина — прокатывают в крупных городах, прокат в среднем длится три месяца. Днепропетровск, Харьков.
Киев, "Жовтень". Киев, "Ультрамарин". Пермь, "Киномакс". Это не фестиваль, а конкретно прокат.

А как сработал "Настройщик"?
"Настройщик" собрал почти $150 тысяч, он у меня был без Питера и Украины. Эти хорошие деньги мы собрали без них.

Какая ситуация с прокатом ваших фильмов в Петербурге?
Сейчас мы пытаемся работать с кинотеатром "Мираж". Они предоставляют зал под наши проекты. Это приятно, потому что монополистом всегда был Дом кино, основная артхаусная площадка. Но поскольку в городе один кинотеатр этого направления, и всегда была большая проблема поставить фильм в этот кинотеатр, и вообще, надо развивать сети артхаусных площадок, поэтому "Мираж" выразил готовность попробовать работать с нашим репертуаром. Совместно мы сейчас уже прокатываем пятый фильм. Нужно отдать должное этой площадке за прилагаемые им усилия по раскрутке наших фильмов. Я думаю, с ними у нас все должно получиться.
Интерес есть у вновь открывающегося кинотеатра "Художественный" в Санкт-Петербурге. Но это пока еще в перспективе. Они взяли у нас "Первые на Луне", но, по крайней мере, интерес к нашему репертуару у них есть.
В Питере к артхаусу гораздо больше интереса, чем в Москве.



Сайт управляется системой uCoz