Одинокий человек не знал, что такое одиночество, пока не женился

Сегодня в конкурсном показе Международного кинофестиваля в Локарно демонстрируется фильм "Кино без границ" — первая экранизация произведений Харуки Мураками "Тони Такитани".

"Для японского режиссера Дзюна Итикавы "больше" значит "меньше". Используя недосказанность в актерской игре, приглушенную музыку и обесцвеченную кинопленку, Итикава смог создать поэтическую адаптацию романа своего соотечественника Харуки Мураками "Тони Такитани", блестяще уловив основные темы писателя об одиночестве и потерях", — подумал Мелани Гудфеллоу после интервью с режиссером для официального сайта Локарно-2004.

"Из всех романов Мураками исходит это чувство одиночества. Это отличительная черта его творчества,говорит Итикава.И при экранизации романа я не хотел разочаровывать его поклонников. Я хотел быть верным духу его творчества.

Я осознавал, что специфический литературный материал предполагал понимание характеров героев, что может быть трудно воспринято зрителем. Поэтому я трактовал своих героев в условной манере, чтобы передать ощущение того, что они — плоды воображения".

Популярные актеры Огата Иси и Риэ Миядзава играют соответственно Тони и Эико. Огата — театральные актер, а потому Итикаве пришлось работать над тем, чтобы Огата сделал свою игру более сдержанной.

"Я не люблю, когда актеры переигрывают. Для меня игра Огаты слишком преувеличена. Я постоянно твердил ему, что нужно умерить свой пыл, прекратить играть",вспоминает режиссер.

Действие происходит на фоне нетипичного японского урбанистического пейзажа. Чтобы ухватить мир Мураками, который Итикава описывает как "плавающий на несколько сантиметров над реальность" , режиссер использует многочисленные кадры с пустым пространством в духе живописи Эдварда Хоппера. Эта сказка о пустых жизнях является также мягкой критикой жизни современной Японии. Итикава говорит, что японское общество материально богато, но духовно бедно.

"Современная Япония очень богата, во всяком случае материально. Жизнь там проста, легка. Но люди потеряли ощущение существования, они вечно пусты, они ищут, чем себя наполнить. Героиня фильма одержима модой, потому что для нее это средство самореализации".

Как это ни парадоксально, но помимо игровых фильмов Итикава делает рекламные, и считается одним из самых блестящих режиссеров в этой области. Он три года подряд получал Гран-при на Каннском международном фестивале рекламного фильма.

"Я снимаю рекламные фильмы исключительно для того, чтобы заработать деньги, и занимаюсь этим уже 20 лет. Съемки художественных фильмов для меня как очищение, глоток чистого воздуха. В каком-то смысле, мои фильмы — это критика моей рекламной работы, говорит режиссер, который на сегодняшний день имеет на своем счету уже 15 художественных фильмов.Мне необходимо снимать кинофильмы, я стараюсь делать по фильму в год, для меня это очень важно".

Ключ к пониманию души Тони Такитани — фортепьянная музыка Рюичи Сакамото, которого лучше всего знают по саундтрекам к таким фильмам, как "Последний император", "Веселого Рождества, мистер Лоуренс" и "Под покровом небес".

"Музыка для таких фильмов, как, например, "Последний император", очень богата, говорит Итикава.Я объяснил ему, что мне надо что-то простое, что-то настолько понятное, что мы даже не слышим музыки".

Уловка сработала, и простая музыка Сакамото неотделима от портрета одинокого человека, созданного Итикавой.



Сайт управляется системой uCoz