Не сойти с дистанции

Напомним, что "Виделология" — это фестиваль видеоарта (нового синкретического вида искусства, основанного на сочетании фото, графики, звука, видео и любых иных проявлениях творческой фантазии автора).

В течение четырех лет фестиваль ежегодно проводился в Волгорадской Областной филармонии на ноябрьские праздники. Организация нынешнего фестиваля долго стояла под вопросом из-за отсутствия финансирования — кризис затронул даже аполитичную сферу искусства. В связи с этим "Видеология" все же состоялась, но с опозданием, в урезанном виде и была сделана как-то небрежно, наспех. Вместо традиционных трех дней, кураторы — Николай Демидов, Ярослав Хохлов и Александр Дудник — уложились в два. Кроме того, на фестиваль не приехали члены жюри. Именитые деятели видео-искусства (начальник отдела художественных программ Государственного Центра Современного Искусства, куратор, искусствовед Ирина Горлова, художник, независимый куратор кино- и видеопроектов из Санкт-Петербурга Мария Годованная, питерский режиссер Евгений Юфит, издатель, руководитель проекта "Comics Factory" из Екатеринбурга Федор Еремеев, а также Марьян Ван Мурик. ) присутствовали лишь виртуально. Однако общение через скайп со всеми его техническими неполадками никак не могло заменить живую беседу. Между тем "Видеология" всегда была особенно интересна возможностью пообщаться и подискутировать с профессионалами. Напомним, что как на любом фестивале, на "Видеологии" всегда проходит голосование и обсуждение просмотренных работ. Голосование было, а вот обсуждения не вышло. Кураторы так и не высказали своего мнения, а заочное жюри также опоздало с выставлением оценок. В этом году не было традиционных музыкального открытия и закрытия фестиваля. Традиционно в рамках фестиваля видеологи всегда привозили интересный музыкальный коллектив. За пять лет в Волгограде успели выступить такие люди как Сергей Летов — известный джазовый саксософонист-альтернативщик, Псой Короленко, проект "ФИГС" Е. Федорова "ИваНова" и другие.

Но вернемся к нынешнему фестивалю. Продолжая традицию прошлого года, видеологи попытались объединить фестиваль единой темой. "Зуммируя историю" 2007 сменился "S-ПОРТ 2008/Последнее пристанище". Но затея не удалась. Большинство видео-работ даже смелой игрой ассоциаций не могли быть отнесены к заявленной теме. Наконец, сам состав конкурсной программы (а кураторами было отобрано 14 работ из двухсот) был достаточно неинтересен. Во второй день фестиваля была показана программа русского видеоарта, которая только подтвердила неготовность России к этому искусству.

В итоге зрители в немалом количестве покидали фестиваль. Надо сказать, что "Видеология" сталкивалась с такой проблемой всегда. Видео-арт — искусство новое, порой провокационное и понятное только подготовленному зрителю. Однако в этот раз желание уйти возникало даже у многий завсегдатаев фестиваля. Многих из них, к стати, вообще не было видно.

В чем же причины всего этого? В отсутствии энтузиазма у самих кураторов, которых в этом году осталось только трое — Илья Пермяков в организации нынешнего фестиваля не участвовал. В отсутствии интереса у зрителей? В финансовом кризисе? А ведь со всеми спорами и возмущениями, но у фестиваля было время, когда он развивался и обрастал новыми проектами. На сайте фестиваля появился и "жил" форум, во внефестивальное время кураторы устраивали показы лучших работ из коллекции "Видеологии" в волгоградских вузах. Кроме того, заметим, что проект "Видеология" получил официальное признание в области актуального искусства в России. В частности "Видеология" стала лауреатом премии "ВолгоБрэнд" в 2006 году и был номинирован на Всероссийский конкурс на присуждение премии в области современного искусства "Инновация", учреждённый Министерством культуры и массовых коммуникаций, Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным Центром Современного Искусства. Помимо фестивальной работы видеологи знакомили зрителей с интересными направлениями в сфере кино-индустрии. Так, например, ими был организован фестиваль треш-кино с участием одного из самых известных в мире трешеров, владельца студии "Трома", выпустившей известную и очень сTRASHную "Тромео и Джульетта" американца Ллойда Кауфмана. В рамках внеконкурсных программ зрители познакомились с феноменом параллельного кино в творчестве братьев Алейниковых, Евгения Юфита и других, а также с феноменом видео-инсталляций. И конечно, все помнят проект "Реставрация" , проводившегося open air. Тогда на стену музея-панорамы Сталинградской битвы проецировался видеоряд, составленный из военных хроник под живой аккомпанимент струнного квартета.

Размышляя над всем сказанным, очень не хочется верить, что в 2009 году шестого фестиваля аудио-визуальных искусств может не случиться. Быть может зритель еще не готов к видеоарту и его время еще придет. Пробился же, наконец, после многих лет прозябания фестиваль арт-хаусного кино. Может быть сегодня его удел — уйти до поры до времени с больших масштабов на камерные показы. Все эти вопросы, к сожалению, может решить только время.



Сайт управляется системой uCoz