Любовь изматывает не только людей

Фестиваль цифрового искусства ArtDigital, посвященный всем разновидностям любви, открылся под лозунгом "All you need is comp".

Компьютерные технологии таят немалый потенциал искусства. Все сходятся в этом мнении и пробуют потенциал извлечь. В результате рождаются забавные или даже полезные вещи вроде виртуальных обоев со сменным узором. Рождается что угодно, кроме искусства как такового. Или мы его там просто не замечаем? Говорим: "Прикол!" — и торопимся дальше, оставляя за спиной неузнанный шедевр наступившего будущего... Международный фестиваль цифрового искусства ArtDigital, похоже, намерен покончить с преступным легкомыслием.

В третий раз организаторы скликают свой форум, чтобы доказать: процессор — это страшная сила. В смысле, креативная и душеспасительная.
Чтобы подчеркнуть не только технологический, но и гуманитарный аспект своего существования, фестиваль на сей раз выдвинул лозунг "Оцифрованная любовь". Понимаете, да? Чтобы все было обязательно про любовь, но исчислялось в мегабайтах. Куратор Антонио Джеуза во вступительной статье очень образно, с привлечением цитат из Вергилия и Уайльда, обосновал правомерность такого подхода к проблеме. Что есть любовь, как не иллюзия? И что, как не иллюзия, есть виртуальное пространство для изобразительных опытов? Итак, All you need is comp. Но складно сказать и ладно сделать — не одно и то же, сами знаете разницу. Два десятка фестивальных проектов постанывают, поскрипывают, попискивают и помаргивают от горячего желания соответствовать идеалу, однако часто дело заканчивается усталым "пф-ф" и уходом на перезагрузку.

Любовь изматывает не только людей.
Один из наиболее симпатичных сюжетов — видеоинсталляция "Любовники. Облизывание" Лиан Ланг (Великобритания/Германия). Здесь два мультипликационных пластилиновых персонажа под сильным увеличением предаются — ну, не то чтобы страсти, откуда ей взяться в пластилиновых чреслах, — а старательной имитации человеческих ласк. При всем натуроподобии выходит весьма ненатурально — и это именно то, чего добивается автор. Редкий на фестивале пример соответствия замысла и результата. Так ли уж одухотворена эротика, не больше ли в ней механического, чем чувственного и тем более возвышенного? Сам вопрос не слишком оригинален, но видеоряд пробирает. Чего не скажешь про анимацию по соседству. В ролике Филиппа Донцова "Мать и дитя" тоже имеют место ласки, только приправленные Эдиповым комплексом.

Мамаша цепенеет от прикосновений к собственному ребенку, а в младенце едва уловимо проступают черты взрослого самца... Честно говоря, так себе откровение.
Хотя работа вполне бы сгодилась в качестве заставки, предположим, к DVD-курсу "Психоанализ для начинающих".

Совсем уж неясно, для чего швейцарская девушка Катя Лоэр решила спроецировать видео на три больших шара, висящих под потолком. Если ее "Плавучее свидание" распрямить до банальной экранной плоскости, выйдет предельно кисло — просто мужчина и женщина сидят за столом. Только сферические поверхности отчасти и уберегают от вопроса: "Ну и?". Зато совершенно понятно, почему Михаил и Татьяна Никитины (группа "Митро") изобразили на двух мониторах героев а-ля Пикассо: виртуальный коллаж — это всегда забавно, это цепляет глаз независимо от идеи. Насчет нее в данном случае есть сомнения. Не лучше обстоят дела и в области чистого аудио. Вот звуковая инсталляция Елены Кузнецовой "Звуки любви": надеваешь наушники и слушаешь всякое такое — телефонные гудки, прерывистые рыдания, оргаистические вздохи. Словом, шумы и шорохи, сопряженные со среднестатистической love story. Автор, вероятно, пребывает в убеждении, что любые знаки реальности сами по себе способны организовать в голове слушателя законченное произведение. Даже неловко как-то оспаривать подобные тезисы.

Из всех сортов любви наиболее захватывающей и одновременно наиболее неосязаемой является любовь к Абсолюту.
На эту тему высказывается проект "Ступени" Гора Чахала (Россия): слова молитвы образуют у него палиндром, уходящий в бесконечность. Добавим, что, несмотря на увлеченность художника визуальным богословием, ему в последнее время регулярно перепадает от РПЦ за якобы замаскированное кощунство. Тут уж не знаешь, кого больше пожалеть. Между прочим, другой фестивальный экспонат как раз и пал жертвой подобных опасений: видеоинсталляция Кирилла Преображенского "Аве Мария" была снята с выставки по соображениям внутренней цензуры. Мало ли что. Музыка, конечно, католическая, картинка, хоть и не очень приличная, не имеет отношения к церковной иконографии — а ну как жахнет? Похоже, такие аспекты занимают устроителей всерьез, может быть, даже сильнее, чем проблемы с качеством репертуара. А потенциал искусства все ждет и ждет своего извлечения из недр технологии.

Фестиваль ArtDigital 2005. "Оцифрованная любовь". В Центре современного искусства М`АРС (Пушкарев пер., 5) до 11 декабря.



Сайт управляется системой uCoz