Культурные итоги-2008

2008 год останется в киноистории торжеством политической ангажированности, вторжением в кинофабрику грез грубой реальности, а также стиранием границ между документальным, игровым и анимационным кино.

В Берлине "Золотой медведь" достался фильму "Элитный отряд" режиссера Жозе Падильи, Большой приз жюри — картине Эррола Морриса "Стандартная оперативная процедура", "Серебряный медведь" за режиссуру — "Нефти" Пола Томаса Андерсона. Все три, каждый по-своему, проявляют главные тенденции года. "Нефть" (в оригинале — "Здесь будет кровь") Пола Томаса Андерсона, представляющего свежую кровь Голливуда, берет за основу соцреалистический роман Эптона Синклера. "Стандартная оперативная процедура" — работа знаменитого документалиста — превращает актуально-политический сюжет о пытках в иракской тюрьме в художественное исследование человеческой природы и общества. Бразильский "Элитный отряд" сделан в жанре жестокого полицейского триллера. Режиссер Жозе Падилья, документалист, хотел и это кино делать документальным. Но, погрузившись в быт фавел, криминальных городских районов, он понял, что не выйдет оттуда живым. Так из документалиста он превратился в режиссера-дебютанта игрового кино.

Берлином, чья политизированность давно известна, дело не ограничилось. Еще до начала Каннского фестиваля в кинематографических кулуарах курсировали слухи о возрождении итальянского политического кино. Два лучших в этой стране режиссера-эстета — Маттео Гарроне и Паоло Соррентино — представили в конкурсе политические фильмы в самом прямом и радикальном смысле слова. "Гоморра" Гарроне (артхаус линия "Кино без границ") — жесткое бескомпромиссное разоблачение неаполитанской мафии каморры, переименованной режиссером вовсе не из страха перед последствиями, а в целях большей образности. "Гоморра" поставлена по книге молодого журналиста Роберто Савиано, который после ее выхода миллионным тиражом в Италии и продажи в 33 страны живет под постоянным надзором и защитой полиции.

"Il divo" Соррентино — меткий гротеск на тему власти, которую воплощает один из самых искусных игроков итальянской политической сцены — Джулио Андреотти. Обе картины получили в Канне заметные награды, обе стали событиями в общественной и культурной жизни Италии: достаточно сказать, что "Гоморра" вышла сразу на 430 экранах страны и стала главным прокатным хитом на родине.

А победителем Каннского фестиваля стал "Класс" Лорана Канте (артхаус линия "Кино без границ")— актуальнейшее парадокументальное эссе о расовых и социальных проблемах французской школы. Один из главных фильмов года "Вальс с Баширом" израильтянина Ари Фольмана (артхаус линия "Кино без границ") — открытие в кинематографе нового документально-анимационного жанра. Режиссер, сам обладающий подобным болезненным опытом, записывает свидетельства бывших солдат, воевавших в 80-е годы в Ливане, и переводит их рассказы, нередко вытащенные из глубин подсознания, в рисованные образы. Наконец, говоря о каннской программе, нельзя не упомянуть "Че" Стивена Содерберга, а список фильмов, выдвинутых на "Оскар" и номинированных на "Золотой глобус", будет неполным без "Комплекса Баадера-Майнхоф" Ули Эдела о знаменитых террористах. Одним словом, кино в этом году сильно пахло политикой.



Сайт управляется системой uCoz