Документальные лавры

Объявлены победители Национальной премии "Лавровая ветвь-2008" и призеры фестиваля "АРТДОКФЕСТ-2008". Будущих обладателей "Ветви" выбирало в 8 номинациях авторитетное жюри из 37 документалистов и представителей телевидения.

Лучшим фильмом, снятым на кинопленку, признана обстоятельная (85 мин.) лента Александры Вестмайер (Германия) "Один в четырех стенах" — о мальчишках, сидящих в российской колонии для малолетних преступников. Победа была нетрудной, поскольку соперниками были короткометражные ленты на менее важные темы.

В номинации "лучший полнометражный телевизионный фильм" сошлись тяжеловесы: "Продавец крови" Елены Погребижской, "Марина Влади. Последний поцелуй" Натальи Гугуевой и Аркадия Когана и "Добро пожаловать в Энурмино" Алексея Вахрушева — трагедия (последние месяцы жизни неизлечимо больного писателя Игоря Алексеева), мелодрама о взаимоотношениях знаменитой пары Высоцкий-Влади и основательный очерк жизни чукотского поселка на краю России. Если оценивать документальное кино разумом, по совокупному показателю "сложность + качество", следовало бы выделить картину Вахрушева, но непосредственное эмоциональное воздействие сильнее рассудка, так что "Лавровую ветвь" получил "Продавец крови".

В разряде "Короткометражный телефильм" состязались "Ее семья и другие животные" Ирины Уральской (о враче-ветеринаре подмосковного поселка), "Ракушка" Дмитрия Лавриненко (о чете пенсионеров, которая живет в гараже собственного дома, отданного под снос) и "Гастарбайтер Вера" Людмилы Коршик. Здесь верх взяли доводы рассудка, и победу одержала третья из названных картин — где, как справедливо замечено в аннотации, показан "клубок социальных, национальных, демографических и иных проблем".

Категорию "Научно-популярный фильм" в этом году несколько подправили, и получился "Научно-популярный просветительский фильм". Это, пожалуй, умирающая номинация, так как науки и просвещения на телевидении все меньше, а мистики, предвзятости и "попа" все больше. Но в тройку номинантов попали вполне достойные работы: "Возвращение овцебыка" Василия Сараны ("наблюдательная" лента вроде тех, что делаются для канала "Animal Planet") и два "кабинетно-архивных" фильма: "Кино немое и зрячее" Игоря Морозова (про операторов немого кино) и "Магда Геббельс. Жертвоприношение". На этот раз выиграла картина, снятая в экспедиции и на природе, где изображение доминирует над рассказом.

В номинацию "Лучший цикл документальных фильмов" были отобраны "Счастливые люди" Дмитрия Васюкова (о енисейских рыбаках и охотниках), "Тайны мировой архитектуры" Наны Геташвили и "Одноэтажная Америка" Валерия Спирина с Иваном Ургантом и Владимиром Познером. Здесь, как и в предыдущем разряде, победило "природно-наблюдательное" кино.

Лучшими дебютантами оказались три девушки: Галина Красноборова ("9 забытых песен"), Таисия Решетникова ("Прыжок") и Анна Савченко ("Отбытие"). По совокупности "сложность + мастерство" вперед бы вышла Галина Красноборова, но Совет премии отдал "Лавровую ветвь" картине Решетниковой, и ее же наградило жюри "АРТДОКФЕСТа" как лучший короткометражный фильм. Картина, по сути, состоит из двух эпизодов: в первом из них героиня сообщает, что "залетела" и намерена вытравить плод посредством прыжка с высоты, а во втором так и не решается прыгнуть. При просмотре возникают сомнения в документальности показанного — похоже на то, что сначала был снят второй эпизод, а под него придумана история и снят эпизод №1, где героиня первого эпизода рассказывает вымышленную историю. Но в том-то все и дело, что рационально разрешить эти сомнения зрителю не под силу — приходится верить или не верить. Вообще, отличить инсценировку от документальной съемки часто бывает невозможно, и нужно делать выбор между презумпцией доверия автору и презумпцией недоверия. Известно, что критики обычно придерживаются презумпции недоверия, остальные кинематографисты — презумпции доверия, что и сказалось при выборе лучшего дебюта.

Та же коллизия обнаружилась в категорим "Лучший арт-фильм", где в финал вышли "Представление" Сергея Лозницы, смонтированное из переозвученной кинохроники 60-х гг. ХХ века, "Следующее воскресенье" Олега Морозова, основанное на видеонаблюдениях над жизнью алкоголиков и наркоманов (дальних и близких знакомых автора) и пронзительный фото-фильм Александра Белобокова "Зина. Жила-была". По совокупности "сложность + качество" впереди фильм Морозова, по глубине — Лозницы, по оригинальности идеи и концентрации эмоций — Белобокова. Члены жюри предпочли картину Морозова, относительно документальности которой существуют те же неразрешимые (без особого следствия по данному "делу") сомнения, что и относительно картины Решетниковой.

"Лучшим по професии" в этом году был назван звукорежиссер Владимир Головницкий, проделавший филигранную работу по переозвучке хроники в "Представлении". А почетным призом "За вклад в кинолетопись" награжден выдающийся режиссер Николай Обухович, создатель подлинных фильмов о людях социалистичекой эпохи ("Председатель Малинина", "Наша мама — герой").

Призы "АРТОДОКФЕСТа" также получили "Мальки и мамки" Александра Расторгуева (специальный диплом) и "Идише мама" (лучший полнометражный фильм конкурса). Церемонию, как обычно, вела известный телекритик Ирина Петровская, то и дело вступавшая в шутливую перепалку с "вручантами". Вечер прошел в высшей степени интеллигентно, а фестиваль лишний раз показал, что в Москве есть аудитория для документального кино.



Сайт управляется системой uCoz