На темную сторону

Сеанс состоится в рамках заседания дискуссионного клуба проекта Frontline, открывшегося в Петербурге в октябре. Картину представляют Союз журналистов России и Центр экстремальной журналистики, что неудивительно. "Такси на темную сторону" — полнометражное расследование событий, происходивших (происходящих?) в тюрьмах "Баграм", "Абу Грейб" и "Гуантанамо".

Это классическая американская документальная картина, которая начинается с частного случая, постепенно поднимается по управленческой лестнице и заканчивается прямым и недвусмысленным обвинением государственной машины. В ней нет, как в российских фильмах, поэтико-лирического многозначного образа, но зато в изобилии железных фактов в их непреложно-убедительной последовательности. И при этом не возникает подозрения в манипуляции зрительским сознанием.

Название этой заметки следует читать как саркастическое. 2002 год. Афганского крестьянина Дилавара двадцати двух лет община освобождает от полевых работ и отпускает в таксисты. Однажды с тремя пассажирами он остановлен полицией и через пять дней умирает в тюрьме "Баграм" от побоев и пыток.

Его били по ногам и приковали к решетке над головой. Его обвиняли в пособничестве террористам. Неделей раньше так же погиб мулла Хабибулла. Тоже никаких оснований, но так работает тюремная система. И если мы ничего не знали про тюрьму "Баграм" (бывший развлекательный центр, но это совсем между прочим), то факты из "Абу Грейб" и "Гуантанамо" стали известны всему миру.

Алекс Гибни, авторитетный документалист (автор сценариев и режиссер дюжины картин, продюсер трех десятков проектов), в том числе лауреат многих наград, исследует, как такое могло случиться. Его вывод однозначен: после событий 11 сентября шефы американской армии и политики не то что перегнули палку, а впали в паранойю. В понятном ужасе перед терроризмом они забыли о том, что неумные меры приведут лишь к обратному результату. Они решили для себя, что террористы не военнопленные, что Женевская конвенция устарела и к ним не применима. "Террористы действуют по своим законам, значит, и мы должны менять свои".

Попрание прав человека чудовищно. Но вот вопрос "совсем простой": достоверна ли добытая так информация? Все ли схваченные — террористы и пособники, как это доказать? "Приверженцы этой религии не сдадутся никогда, такие методы лишь увеличивают их ненависть к иноверцам, надо действовать иначе" — вывод фильма "Такси на темную сторону" Алекса Гибни.

Картина получила премию "Оскар" за лучший неигровой полнометражный фильм и престижную журналистскую премию Пибоди.

В России фильм был показан летом на ММКФ, а осенью — на IV международном фестивале мусульманского кино "Золотой Минбар" в Казани, где награжден призом президента Татарстана Минтимера Шаймиева "За гуманизм в искусстве".

Этот киносмотр проходит под актуальнейшим девизом "К диалогу культур через культуру диалога" и нынче предъявил, в частности, весьма интересную и профессионально сильную программу мировой документалистики, которая открывает глаза на ситуацию подозрительности и огульных обвинений, в которую попали "простые" мусульмане во многих странах. А также вообще на жизнь и самоидентификацию приверженцев ислама, проживающих повсюду — от России до США, от Палестины до Индии и Новой Зеландии.

Если Дом кино, как в прошлом январе, устроит "Эхо "Золотого Минбара", у нас появится повод рассказать об этих фильмах подробнее.



Сайт управляется системой uCoz