Лучшие русские фильмы — грузинские

Предкризисный год, вероятно, войдет в историю российского кино как количественный и качественный пик артхауса. Эта ситуация вряд ли скоро повторится. Даже трудно упрекать экспертный совет кинокритиков в том, что он проигнорировал "Адмирала" и других прокатных броненосцев. Разве может сравниться какой-то Колчак с московским вором-карманником, наделенным аутизмом, грузинской внешностью и фамилией Шультес? Именно суперэстетский "Шультес" Бакура Бакурадзе стал победителем "Кинотавра", прорвался на "Белом слоне" в номинацию "Лучший режиссер" и почти наверняка победит в номинации "Лучший дебют".

Конкурентом "Шультесу" мог бы стать "Тюльпан" Сергея Дворцевого, чрезвычайно успешный на мировых фестивалях, но российские интеллектуалы менее падки на казахскую степную экзотику, чем иностранцы, и верны своим грузинским предпочтениям (взамен "Тюльпан" получит приз памяти бывшего президента гильдии Мирона Черненко). Третью позицию в шорт-листе дебютов заняла "Нирвана" Игоря Волошина, но у нее больше шансов на победу в номинации "Лучший художник". Еще один фильм, "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, не был в итоге жаркой дискуссии признан дебютом, а потому награжден специальным дипломом — как событие.

Пожалуй, только один из главных фаворитов конкурса не имеет отношения к Грузии: это "Юрьев день" Кирилла Серебренникова, попавший аж в четыре номинации — несмотря на нервные дебаты, которые он вызвал в критической среде. Особенно интересно будет пронаблюдать борьбу Ксении Раппопорт с достойными соперницами — Чулпан Хаматовой ("Бумажный солдат") и Дарьей Мороз ("Живи и помни"). Редко случается, чтобы в одной номинации собирались три самые сильные драматические актрисы. Среди актеров-мужчин конкуренция не столь остра, но тоже любопытна. Мераб Нинидзе ("Бумажный солдат"), хоть и грузин и артист поопытнее, вряд ли положит на лопатки харизматичного новичка в кино Олега Долина ("Дикое поле"), а третий номинант, милый эксцентричный англичанин Джетро Скиннер ("Плюс один"), явно вынужден будет отступить перед нашими плейбоями.

Отдельный интерес представляет расклад сил в номинациях "Лучшие роли второго плана". Среди мужчин соревноваться будут ветеран Игорь Ясулович ("Сад"), находящиеся в расцвете сил Сергей Маковецкий ("Живи и помни") и Роман Мадянов ("Дикое поле"), а также перспективный Андрей Феськов ("Новая земля"). Среди женщин — Любовь Толкалина в необычной для себя роли милиционерши ("Однажды в провинции"), Анастасия Шевелева (очень хорошая в "Бумажном солдате") и Анна Михалкова, номинированная за "Живи и помни", но успешно играющая сегодня, кажется, в каждом втором российском фильме.

Несколько абсурдно выглядит соперничество в номинации "Лучший сценарий" между покойными классиками Петром Луциком и Алексеем Саморядовым ("Дикое поле"), живым классиком Юрием Арабовым ("Юрьев день") и молодой сценаристкой (и дочерью классика Александра Миндадзе) Катей Шагаловой, написавшей и поставившей фильм "Однажды в провинции". В операторской номинации тоже все выглядит непросто. В нее попал единственный представитель от фильма "Пленный" (незаслуженно забаллотированного по другим категориям) — Юрий Клименко, тоже ас своей профессии. С ним будут бороться более молодые и модные Олег Лукичев ("Юрьев день") и пара Максим Дроздов-Алишер Хамиджоджаев ("Бумажный солдат"), которая получила "Серебряного льва" в Венеции, что может стать решающим фактором при окончательном голосовании. Хотя менее раскрученный оператор Петр Духовской снял "Дикое поле" столь же мастерски и впечатляюще.

В номинацию "Лучший режиссер" попали Алексей Герман-младший ("Бумажный солдат"), Михаил Калатозишвили ("Дикое поле") и Бакур Бакурадзе ("Шультес"). А на звание "Лучшего фильма" претендуют те же "Дикое поле" и "Бумажный солдат", а также "Тюльпан" и "Юрьев день", причем очевидно, что борьба развернется между двумя первыми. В номинации "Лучший зарубежный фильм" наши критики не блеснули оригинальностью и, повторив схему "Оскара", отправили бороться не на жизнь, а на смерть "Нефть" Пола Томаса Андерсона и "Старикам тут не место" братьев Коэн, присовокупив им в поддержку третьего номинанта — "По прочтении сжечь" тех же самых братьев.

"Белый слон" — первый в системе призов и премий, отмечающих наши национальные достижения в сфере кино, и единственный, чья церемония пройдет еще в декабре, до конца года. "Золотой орел" и "Ника", которые потянутся следом, наверняка скорректируют выбор экспертного совета в сторону более зрительского кино. Критики меньше ориентируются на зрителя. Зато одну закономерность в кинопроцессе они отметили очень четко: почему-то так повелось, что лучшие фильмы о России, о Москве, о русской душе и даже о русской окраине сняты отнюдь не этническими русскими. А грузинский культурный элемент в них тем сильнее прослеживается, чем больше мы от Грузии отдаляемся политически.



Сайт управляется системой uCoz