Один "Тюльпан" цветет на всех полях

Награды Евроакадемии присуждаются вот уже двадцать лет — они родились в тот исторический момент, когда затрещала Берлинская стена и начал провисать железный занавес. Хотя по престижности они далеко уступают "Оскару", но позволяют отметить главные кинематографические достижения старого континента. Шорт-лист номинантов не только выражает вкусы академиков (среди которых цвет киносообщества), но и иллюстрирует приоритеты в геокультурной политике европейского киноистеблишмента.

Среди шести номинантов по категории "Европейский фильм 2008 года" — представители лидирующих европейских кинодержав Великобритании, Франции, Испании, Италии. За тем, чтобы они присутствовали в финальном списке, киноакадемия тщательно следит. Правда, не хватает Германии — родины всей инициативы: именно здесь находится штаб-квартира киноакадемии. Зато в шорт-лист "Европейский режиссер года" неслучайно затесался режиссер немецкой картины "На девятом небе" (артхаус линия "Кино без границ") Андреас Дрезен. А в основной шорт-лист включен фильм израильско-франко-немецкого производства "Вальс с Баширом" (артхаус линия "Кино без границ").

Если не считать испанского "Детского дома" (режиссер Хуан Антонио Байона) и комедии британца Майка Ли "Беззаботная", остальные номинированные ленты отличаются острой, даже сенсационной социально-политической направленностью, но интересны также и с формальной точки зрения. Это прежде всего "Класс" (артхаус линия "Кино без границ") Лорана Канте, фильм-победитель последнего Каннского фестиваля, в котором моделью нового европейского общества становится так называемая проблемная школа из тех, что расположены в иммигрантских районах больших городов и где белый учитель сеет прекрасное, доброе, вечное в коллективе лиц явно неместной национальности.

"Вальс с Баширом" (режиссер Ари Фолман) — смелый микс документальных свидетельств двадцатилетней давности войны в Ливане и поэтической анимации. Проникновение документальных фактур в игровую стихию, соединение принципиально разных жанров и типов кино — характерная черта почти всех наиболее заметных европейских фильмов.

Впервые в практике европейского приза в финальный список номинантов вошли сразу две итальянские картины — знак того, что затянувшийся кризис некогда великой кинематографии подходит к концу. "Гоморра" (артхаус линия "Кино без границ") Маттео Гарроне — кинороман о неаполитанской каморре, которая опутала своими мафиозными нитями все сферы человеческой деятельности, включая модную индустрию и кинобизнес. "Il divo" Паоло Соррентино — гротескный портрет Джулио Андреотти, ухитрявшегося несколько десятилетий подряд лавировать в мутных водах итальянской политики. И в этих фильмах мы наблюдаем сращивание фактур и эстетик, но при этом эти художественные эксперименты остаются все-таки фоном, а на первый план выходят политическая острота и актуальность.

Именно в этих акцентах надо искать причину того, почему на кинематографической карте Европы, нарисованной академиками, почти не видно России. Хотя при желании они, разумеется, могли бы включить в шорт-лист награжденный в Венеции фильм "12" Никиты Михалкова (именно он вместе с "Монголом" Сергея Бодрова оставался в предварительном списке для обсуждения). "Монгол", кстати, попал в номинацию "Европейский кинооператор 2008 года": эту позицию делят снявшие этот исторический блокбастер Сергей Трофимов и Роджер Стофферс. Академики явно проглядели "Пленного" Алексея Учителя — один из редких вменяемых фильмов на тему чеченской войны. Но в целом нельзя не заметить, что актуальных фильмов в вышеизложенном смысле слова у нас делается крайне мало. Российская киноиндустрия делится на два почти не сообщающихся потока — арт и мейнстрим. Того, что в Европе называют арт-мейнстримом, у нас почти не производится.

Редкое исключение — фильм Сергея Дворцевого "Тюльпан", награжденный всеми мыслимыми призами включая Asian Pacific Award (недавно возникший азиатский "Оскар"). Теперь "Тюльпан" включен в шорт-лист номинации "Европейское открытие года". Впрочем, этот фильм, привлекающий степной экзотикой и аутентичностью персонажей, представляет не столько Россию (она в списке сопродюсеров на четвертом месте), а Германию, Швейцарию, Польшу и Казахстан.

Россия не проявляет активности в европейских киноструктурах, и призы европейского кино — не исключение. Когда они возникали, идея была в том, чтобы действительно в культурном смысле объединить Европу. Чтобы проводить церемонии награждения то в Париже, то в Варшаве, то в Барселоне, то в Копенгагене, то в Глазго, то в Петербурге. За двадцать лет они действительно прошли во многих европейских городах, включая вышеназванные, кроме Петербурга. И, разумеется, Москвы. Как мы к ним, так и они к нам.



Сайт управляется системой uCoz