Степень безразличия

- Расскажите об идее фестиваля.

- Идея "АРТДОКФЕСТ" абсолютно созвучна тому, что делает компания "Кино без границ". Отличие лишь в том, что игровой артхаус имеет хоть и ограниченный, но тем не менее прокат. Включите телевизор, и пускай и не в прайм тайм, но вы сможете посмотреть хорошее кино. Документальное же кино начисто изъято как из проката, так и из телевизионного пространства. Российское авторское документальное кино вымывается из нашей жизни. и цель фестиваля в том, чтобы поставить его на достойный пьедестал. На самом деле, "АРТДОКФЕСТ" максимально амбициозный фестиваль. Мы пытаемся ввести авторский док в область современного искусства. Вновь сделать его востребованным.

- Ваш фестиваль ставит перед собой задачу показать зрителю документальное кино или же вы собираетесь участвовать в дальнейшей судьбе показываемых картин?

- Пока мы ставим перед собой только одну задачу — достойно предьявить эти картины максимально широкому зрителю. Мы будем трижды показывать все конкурсные фильмы. Поэтому мы надеемся, что "АРТДОКФЕСТ" посетят около десяти тысяч человек. Основной упор мы делаем на профессиональное сообщество. В этом году мы специально оборудуем шоу кейс, в базе которого порядка 3000 фильмов и программ. Любой аккредитованный на фестиваль человек сможет воспользоваться нашим шоу кейсом. Вполне возможно, что на его базе когда-нибудь сможет возникнуть нечто более серьезное. Я много езжу по разным фестивалям и знаю разные примеры: есть фестивали-мифы, есть лже-фестивали. А есть Амстердам — лучший фестиваль неигрового кино в мире. Помимо конкурса там есть великолепные специальные программы. Над ними работают замечательные кураторы, отборщики.

- В этом году в рамках "АРТДОКФЕСТ" пройдут и внеконкурсные показы, программы.

Эти программы целиком и полностью заслуга нашего программного директора Виктории Белопольской. У нас есть замечательная концептуальная программа "Актуальная мировая документалистика из Ниона". Ее будет представлять сам директор фестиваля Visions du Reel Жан Перре. Разброс тем и сюжетов огромен — от японского фильма режиссера Наоми Кавасе "Письмо от жеткого цветка вишни" про умирающего человека, который приглашает режиссера для того, чтобы тот снимал на камеру все происходящее, до истории одинокого мужчины средних лет, ищущего спасения в жестком извращенном сексе. Все картины этой программы очень разные, но одинаково сильные. Виктория Белопольская десять лет ездила в Нион, и эта программа — плод ее десятилетнего труда.
Даже такая программа, как "Выбор Роднянского" чрезвычайно интересна. будут показаны фильмы Кшиштофа Кесьлевского и Криса Маркера. Одну из картин, которую выбрал Александр Роднянский, "Диалоги с женщиной уходящей" Лео Гурвица, мы с трудом отыскали в ньюйоркском Музее Современного искусства. Скорее всего мы покажем ее в следующем году.

- В жюри фестиваля три совершенно разных человека. Александр Роднянский, продюсер и телемагнат, актриса Татьяна Друбич и художник Олег Кулик. Это отражает концепцию фестиваля?

- Мы сознательно не хотим делать большое жюри. Наше жюри — очень рабочее, компактное. Каждый человек приносит с собой что-то свое. Друбич, помимо того, что она большая актриса, еще и меценат интернет-версии журнала "Искусство кино". Роднянский — режиссер-документалист. О Кулике вообще трудно что-либо сказать; он — глубинный представитель современного искусства. Нам интересно сотрудничать с галеристами, арт-объединениями. Может быть, в следующем году в жюри будут "Синие носы". Одним словом те, кто активны в пространствее современного икусства.

- Согласно регламенту, авторы сами присылают вам свои работы. Сколько фильмов вы получаете ежегодно?

- Конечно, регламент таков. Нам присылают не меньше четырехсот фильмов в год. Прислыют сразу и на фестивальный конкурс и на Лавровую ветвь. Но отборщик это не только тот, кто только и делает, что вскрывает корреспонденцию. Напротив, мы сами активно ищем картины, иногда подключаясь к его производству. Мы принимаем к участию картины на русском языке, сделанные в любой стране мира. У нас есть картины из Израиля, Франции, Германии, Польши. Израильская картина "Идише мама" будет впервые показана в России.

- Сегодня документальное кино в России — отнюдь не самое модное явление. Как складываются отношения фестиваля с прессой?

- Честно говоря, я потрясен степенью безразличия. Она просто зашкаливает. Некоторое время назад я решил попробовать заинтересовать новую для нас аудиторию. Позвонил в журнал "Афиша". Главный редактор журнал вроде бы даже проявил некоторую заинтересованность. В итоге я до сих пор жду звонка от их кинообозревателя...

- Как сегодня российский авторский док соотносится с мировыми тенденциями?

- Я еще застал те времена, когда наши документалисты когортой приезжали на кинофестивали и увозили практически все призы. Российский док был системообразующим. Сейчас это не так. И во многом из-за незаинтересованности публики.

- Во сколько обходится проведение "АРТДОКФЕСТ"?

- Вообще, такой фестиваль должен стоить не менее четырехсот тысяч долларов. Однако мы вынуждены работать в особом, авансовом режиме. Наш фестиваль стоит кратно меньше. Тем не менее мы продолжаем расширяться, надеясь на будущее.



В рамках фестиваля состоится показ фильма артхаус линии "Кино без границ" "Девственность" режиссера Виталия Манского.
"Девственность" вместе с еще двумя картинами ("Рассвет/Закат. Далай Лама 14" (Виталий Манский) и "Жар нежных. Дикий. Дикий пляж"(Александр Расторгуев)) будет показан в специальной программе "Документальное кино по билетам "Вечерний сеанс".



Сайт управляется системой uCoz