Производственный кризис

Глобальный финансовый кризис затронул огромное количество инди-режиссеров, которые и так страдали от отсутствия финансирования даже до наступления кризиса.

В то время как мейджоры обычно заключают долгосрочные договоры со своими инвесторами, у независимых продюсеров дела обстоят не так гладко. Большинство продюсеров не имеют прямого доступа к финансам, поэтому они вынуждены заключать множество краткосрочных сделок, чтобы покрыть производство одной картины. Данный метод работы сейчас особенно уязвим, поскольку выдача кредитов режиссерам производится в нынешних условиях не очень охотно.

"Возможность режиссеров самим финансировать свои фильмы практически исчезла", — считает Марк Дэймон, один из управляющих лос-анжелесской компании Foresight Unlimited, которая в 2003 спродюсировала довольно известный фильм "Монстр".

Дэвид Гарретт, возглавляющий отдел продаж в компании Summit Entertainment, которая занималась такими картинами, как "Майкл Клейтон" и "Острова Нима", предсказывает, что кризис перетряхнет всю киноиндустрию: "Особенно сильно пострадают маленькие независимые компании".

Даже задолго до наступления финансового кризиса независимая киноиндустрия не была особенно прибыльной. Так, этим летом известный мейджор Paramount Pictures "слился" со своей дочерней компанией Paramount Vantage, которая занималась инди-фильмами. А Warner Bros. и вовсе закрыл свои филиалы Warner Independent Pictures и Picturehouse. Известный продюсер Сидни Киммел довольно значительно урезал расходы на свою компанию, которая в свое время финансировала "Рейс 93" и "Бегущего за ветром".

Денежные ресурсы из частных компаний и фондов все еще поступают, но несколько крупных банков уже прекратили выдавать кредиты и ссуды Голливуду. Прошлым летом немецкий банк Deutsche Bank вышел из бизнеса, а французский банк Societe Generale, расположенный в Париже известный в прошлом спонсор различных кинопроектов, также отказался от финансирования студий, сославшись на ухудшение рыночных условий.

Множество независимых режиссеров зависят от предварительной продажи прав на показы фильма зарубежным дистрибьюторам. Подобного рода сделки могут служить гарантией для банка, чтобы получить дополнительное финансирование.

Однако число такого рода заграничных препродаж существенно уменьшилось в последние два года, а с наступлением кризиса и вовсе грозит прекратиться. Как полагают представители киноиндустрии, новые экономические проблемы создают дополнительные трудности для проката фильмов, показа их по кабельному телевидению и для дистрибьюторов различных уровней.

Некоторые зарубежные дистрибьюторы делают все возможное, чтобы своевременно выплатить деньги продюсерам. Но случаются и исключения: "Мой исландский покупатель сказал, что не знает, когда точно сможет заплатить, поскольку банк отложил операцию перевода денег", — сообщил Дэймон. Исландская экономика особенно сильно пострадала от последствий кризиса, поэтому правительство страны сейчас даже истребует помощь от Международного валютного фонда.

Ави Лернер, со-председатель компаний Nu Image Films и Millennium Films, продюсер таких хитов проката, как "Рэмбо" и "Право на убийство", сообщил, что покупатели в Турции, России, Бразилии и других стран изо всех сил пытаются найти деньги, чтобы расплатиться за приобретение картин. "Люди должны мне миллионы долларов, — утверждает Лернер. — Они не уверены, что получат деньги в банках, поэтому они закупают картины в очень ограниченном количестве".

К тому же компании, закупающие фильмы для проката в своей стране, сейчас еще более ограничены нестабильностью их валют по отношению к американскому доллару, что заставляет их платить на 20 или 30 % больше при покупке фильм из США. Хотя спрос на коммерческое кино все еще велик, считает Хелен Ли-Ким, президент компании Mandate International, подразделения Lions Gate Entertainment, известной независимой кино- и телестудии. "Покупатели все еще покупают, хотя уже не так много", — утверждает Хелен Ли-Ким.



Сайт управляется системой uCoz