Что такое независимое кино?

В 80-х казалось, что все просто и понятно. С одной стороны, большие студии тратили огромные деньги на миленьких инопланетных существ, прятавшихся в ваших буфетах, на возможность сваливаться в буквальном смысле на головы собственным родителям при помощи путешествий во времени. С другой стороны, всегда можно было положиться на таких независимых режиссеров, как Дэвид Линч, Джим Джармуш и Алекс Кокс, чтобы взорвать свой разум дымящимися образами из совершенно другой реальности, чтобы взять вас в путешествие вместе с тормознутыми психами, обдолбанными панками и(по какой-то неявной причине) мужчинами с гигантскими челками. Таким образом, студии давали зрителям один тип развлечений, независимые — совершенно другой.

Затем в 90-х крупные студии начали исследовать окрестности и создали такие дочерние предприятия во вполне инди-стиле, как Lions Gate Films, Tartan, ThinkFilm и так далее. Так получился своеобразный "Индивуд" , в котором при помощи крупномасштабных кампаний рекламировались картины, которые раньше можно было найти в самом далеком углу какого-нибудь заштатного видеомагазина. Боссы этих студий думали, что смогут повторить успех Miramax, чьи картины "Криминальное чтиво" и "Умница Уилл Хантинг" проторили тропу для таких неоднозначных фильмов, как "Ночи в стиле буги" и "Два дня в долине".

Несколько недель назад я застал показ режиссерского дебюта Пола Остера под названием "Внутренняя жизнь Мартина Фроста" /The Inner Life of Martin Frost/ — вполне независимый фильм, провалившийся в прокате, несмотря на актерский состав, включавший в себя Дэвида Тьюлиза, Ирен Жакоб и Майкл Империоли. После показа картины Остера проинтервьюировал Майк Фиггис, сам не чуждый ни миру инди-кино, ни сотрудничеству с мейджорами. Он описал то, как вернулся в Голливуд, где у него долгое время был офис, и обнаружил чуть ли не целую армию бухгалтеров на его месте. Он продолжил интервью шутливым намеком на то, что, возможно, единственным положительным моментом финансово кризиса станет смерть голливудской системы студий и рассвет новой эры независимого кинематографа, восставшего из пепла...

На Лондонском кинофестивале в этом году на одном из семинаров также обсуждалась эта идея. Такие режиссеры, как Барри Дженкинс ("Лекарство от меланхолии" /Medicine For Melancholy/), Келли Паркер ("Главный юг" /South Main/), Рамин Бахрани ("Прощальное соло" /Goodbye Solo/), Джо Суонберг ("Ночи и выходные" /Nights And Weekends/) и Азазель Якобс ("Парень моей мамы" /Momma's Man/) рассуждали о том, что кинематограф преодолел стадию "Индивуда" и в скором будущем появятся новая пледа талантливых независимых режиссеров. На следующей неделе компания Sky Movies Indie начинает целый сезон длительностью в месяц This Is Indie, в рамках которого будут показаны такие шедевры, как "Из Лондона в Брайтон" /London to Brighton/, "Дикие сердцем" /Wild at Heart/, "Секс, ложь и видео" /Sex, Lies and Videotape/, "Роковая восьмерка" /Hard Eight/, "Нелли и месье Арно" /Nelly & Monsieur Arnaud/.

Но все же — означает ли "инди" сейчас что-нибудь, является ли оно самостоятельным термином или просто заменителем таких прилагательных, как "клевый", "странный", "маргинальный". Что, если такие достойные фильмы, как "Джуно" или "Маленькая мисс Счастье" становятся настолько успешными, что их показывают в огромных мультиплексах через запятую с голливудскими блокбастерами, а продюсеры раздумывают над тем, не снять ли к ним сиквелы или даже триквелы?

К тому же, интересно, как развитие цифровой техники повлияет на независимое кино? Вы, наверно, думаете, что дешевизна цифрового оборудования привлечет новых режиссеров, но не убьет ли это новшество маленькие независимые кинотеатры, как предупреждал на семинаре Питер Букингем из Британского совета кино?

Также Sky Movies Indie собирается показать документальную ленту "Это — инди" /This Is Indie/, в которой такие известные личности, как Тильда Суинтон, Квентин Тарантино, Жюльетт Бинош и Майкл Уинтерботтом высказывают свою точку зрения (см.ниже). Согласны ли вы с ними? Работает ли "Индивуд" для вас? Важно ли, откуда, из каких источников берутся деньги на съемки?

Тильда Суинтон:

"Независимое, по-моему, это бесплатное. Но независимое кино очень сильно изменилось за последнее время. Например, когда я в 80-х работала с Дереком Джарменом, это было по настоящему независимое кинопроизводство, мы ходили с камерой Super 8 на плече, чтобы снять "На Англию прощальный взгляд" /The Last of England/. Это было перед тем, как студии стали производить, как я их называю, "со-зависимые фильмы", то есть картины, которые полностью находятся в подчинении у продюсеров, на поводке у студии, но оставляют такое впечатление, что на них никто не давил в процессе.

Независимое означает то, что ты волен говорить то, что хочешь. Вовсе не обязательно это означает, что все будут давать тебе деньги на съемки таких картин. Это очень неудобный процесс, ни о каком комфорте даже и говорить не приходится. Ты ежедневно сталкиваешься с хаосом, зато никто не стоит у тебя за спиной и не дышит в затылок... Вот что значит для меня независимое кино".

Майкл Уинтерботтом:

"С точки зрения съемочного процесса, я думаю, что всегда хотел делать фильмы, как я хочу. В том плане, что это лучшее определение для "независимого кино" — люди, которые хотят снимать кино, которое они хотят снимать, не включаясь в студийную систему".

Пол Эндрю Уильямс:

"Независимое для меня означает не особенно прибыльное. "Из Лондона в Брайтон" стоило £85 000 и было снято за три недели... Конечно, так чувствуешь себя более свободным, на площадке нет звезд. Ты весь сосредоточен на картине. Когда я впервые увидел "Бешеных псов", я подумал: "Вау! Этот режиссер точно никогда раньше не снимал". Фильм был буквально на грани, многие студии бы просто побоялись его выпускать".

Квентин Тарантино:

"На меня очень сильно повлиял фильм братьев Коэн "Просто кровь". Обычно есть какой-то фильм, который выходит в рамках независимого кино и который очень всех вдохновляет. Так случилось и со мной. "Просто кровь" стал для меня толчком, я захотел стать режиссером, снять "Бешеных псов" и я видел, что это возможно. Я хотел снять столь же успешный фильм, как "Просто кровь". Я хотел, чтобы журналисты писали на мою картину такие же положительные рецензии".

По материалам Guardian



Сайт управляется системой uCoz