Герман-старший и день забот

Как гром с ясного неба прозвучало сообщение — Алексей Герман-старший звонит известным ему кинокритикам и выспрашивает — удалось ли им уже посмотреть последнее творение Федора Бондарчука и что они думают по поводу фильма "Обитаемый остров".

Причины такого поведения 70-летнего мэтра советского и российского кино туманны. С одной стороны, кажется, Герман и сам не совсем понимает, что его так взволновало, поскольку из его уст в качестве объяснения лишь постоянно звучит туманная фраза: "Я и не подозревал, что Стругацких можно подавать как блокбастер". Больше того, даже произведения для экранизации и он и Бондарчук выбрали разные.

Напомним, еще в далеком в 1968 году Алексей Герман совместно с братьями Стругацкими начал работу над сценарием фильма мотивам романа "Трудно быть богом". В действительности же съемки начались лишь в январе 1999 года. Тогда еще не слишком волновались и прокатчики, подписавшие контракт с режиссером. Они знали о том, что Герман работает, не торопясь: "Хрусталев, машину!" он готовил с 1990 по 1998 год. И все же на этот раз некоронованный король затяжных съемок превзошел сам себя.

В прошлом году, то есть через 8 лет от начала работы и уже после того, как спонсоры отчаялись увидеть окончательный вариант, Алексей Георгиевич во всеуслышание объявил: ликуйте! Съемки, наконец, завершены, осталась ерунда — монтажно-тонировочный период фильма, на который, по прикидкам автора, должен был уйти примерно год. Народ, и правда, возликовал, и все тут же подумали, как бы это было мило — совместить премьеру картины с 70-летним юбилеем мастера в июне.

И вот, прошел не только июнь, настал ноябрь, но пока, насколько известно, никто из друзей, соратников по цеху или киноэкспертов полную и законченную версию "Трудно быть богом" не видел. Герман часто и с очевидным удовольствием раздает интервью, в которых признается, кому какие отрывки из отснятого материала показал. И уверяет, что каждый зритель приходит в неописуемый восторг от увиденного. Однако, два вопроса — будто запретная тема — когда Алексей Юрьевич будет готов представить окончательный вариант и когда фильм появится на большом экране.

А еще, будем точны, рабочий период приближается к юбилею в 10 лет. Больше того, когда он закончится, его можно будет занести в книгу рекордов Гинеса — как самый длительный из всех возможных. Отдельной графой стоит упомянуть о количестве седых волос, появившихся у финансировавших фильм продюсеров. И одного помощника режиссера, оказавшегося по прихоти своего начальника в сумашедшем доме.
С тех пор бывший помощник находится под постоянным наблюдением медиков.

Но даже все эти подробности вкупе не стоили бы отдельной публикации, если бы не настораживающее поведение маэстро. Ведь еще пару лет назад, когда Федор Бондарчук и Александр Роднянский лишь объявили о начале проекта "Обитаемый остров", Герман и ухом не повел, продолжая работу над экранизацией выбранной им книги. За это время можно было пару раз выпустить фильм на экраны страны. Но не таков Алексей Георгиевич, не стал он торопиться, зная, что это повредит качеству его творения.

Между тем, Бондарчук со-товарищи ничего не скрывали. Они сразу объявили — будет экшен, блокбастер, акцент делаем не на философическую идею, а на картинку: чтобы как можно больше всего бабахало, взрывалось, стреляло. Костюмы там наворотили, сцену фанерную поставили. Словом, их ответ Эрнсту с его "Дозорами".

Да еще, помимо того, что выйдет фильм 1 января, выфйдет он сразу 1200 копиями — это при том, что в стране всего полторы тысячи экранов. Означает это следующее (не забудем о рекламной акции, которая вот-вот обрушится на головы бедных россиян): в недолгие новогодние каникулы мы все просто обязаны будем пойти в кино и посмотреть фэнтези, сотворенное из бессмертной книги Стругацких. Кстати, это ведь только начало. И года года не пройдет, как на экранах окажется вторая часть "эпопеи"...

А, во-вторых, попробуй покажи зрителю авторское кино после блокбастера — известно, сколько человек придет в залы. Те, кто в принципе ходит на артхаус и те, кто еще помнят последний (или хоть какой-то) фильм режиссера. Это же еще надо будет объяснить зрителю, что блокбастер из Стругацких — моветон, теперь же они обязаны приобщиться к высокому искусству. Да еще прокатчиков придется убедить в том, что они должны быть заинтересованы в продвижении подобного рода проекта. Ну и кинотеатры — чтобы купили фильм.

Словом, куда не кинь — всюду известно что. Так что волнение господина Германа вполне объяснимо. Жаль только, что обвинять в создавшейся ситуации ему можно только самого себя. Федор Бондарчук — как к его продукту не относись, — занят привычным для него делом — изготовлением продукта для масс. А потому его никак невозможно заподозрить в желании ущемить права мастера.



Сайт управляется системой uCoz