Биеннале как архипелаг выставок

Иосиф Бакштейн: биеннале будет напоминать архипелаг разных выставок

Вторая Московская биеннале современного искусства, намеченная на февраль-март 2007 года, обрела комиссара. Приказом руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого обязанности по подготовке и проведению биеннале возложены на ИОСИФА БАКШТЕЙНА, художественного руководителя Российского государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. С новым комиссаром побеседовала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

- Чем отличаются обязанности комиссара от ваших обязанностей куратора-координатора на первой Московской биеннале?

- В компетенцию комиссара входят не только творческие, но и организационные и финансовые проблемы — ответственность гораздо больше. Тем более что, как свидетельствует мировая практика, сделать вторую биеннале сложнее, чем первую. Нет эффекта неожиданности, зато есть возросшие ожидания.

- Евгений Зяблов, бывший комиссаром первой биеннале, никак не будет участвовать в проведении второй?

- Несомненно, будет. Но уже в своем постоянном качестве директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Без его участия биеннале не обойдется.

- Став комиссаром, вы перестали быть куратором?
- Весь международный кураторский коллектив, работавший над первой биеннале, будет заниматься и второй. Но мне бы хотелось, чтобы на второй Московской биеннале у каждого из кураторов было больше возможностей выразить собственные идеи. Было бы интересно, чтобы и Роза Мартинес, Никола Буррио, Ханс Ульрих Обрист и Ярослава Бубнова сделали бы не один общий проект, а несколько собственных, чтобы биеннале напоминала этакий архипелаг разных выставок.

- Сложившаяся на первой биеннале структура, предполагающая множество специальных и параллельных выставок и событий, сохранится и в следующий раз?

- Я считаю, что она оказалась удачной. Прежде всего потому, что позволила показать широкую панораму отечественного современного искусства. В европейских странах такое сочли бы нескромным. Но в случае России это необходимо, так как зарубежные кураторы, критики и коллекционеры приезжают сюда прежде всего для этого.

- Определились ли уже выставочные площадки?
- Для основного проекта пока обсуждаются два варианта — прошлогодний Музей Ленина, который очень понравился и кураторам, и зрителям первой биеннале, и Провиантские склады. Ведутся переговоры с ГМИИ имени Пушкина, Третьяковкой, МУАРом. Что же до новых пространств, то биеннале пойдет на заводы и фабрики. Сейчас в Москве происходит примерно то же, что в Сохо в 60-е годы — современное искусство осваивает пустующие индустриальные постройки.

- Известна ли уже тема биеннале?
- Пока еще не определена. Лично мне из всех обсуждавшихся к настоящему моменту идей больше всего нравится предложенная Никола Буррио идея "истории современности", отсылающая к французскому философу Мишелю Фуко.

- Вы по-прежнему делаете ставку на молодых художников и новые имена?
- Нет, этот поколенческий пафос уже не слишком актуален. Сейчас интереснее выстраивать межпоколенческий диалог. Вспомните, сколько классиков было в основных проектах Венецианской или Лионской биеннале. Там даже Энди Уорхол посмертно поучаствовал.

- И какие же классики будут участвовать во второй Московской биеннале?

- Сейчас переговоры об участии ведутся с основателем концептуализма Джозефом Кошутом — на первую биеннале он приезжал в качестве зрителя — и с Йоко Оно, чье имя знакомо отнюдь не только знатокам современного искусства.



Сайт управляется системой uCoz