Рим расставил горячие точки

Задуманный три года назад тогдашним мэром города Вальтером Вельтрони как сильный конкурент Венецианскому, Римский фестиваль не оправдал амбициозных надежд его создателей. Открытий в области искусства он не принес, а настоящим событием в жизни Вечного города тоже не стал, несмотря на визиты Николь Кидман и Леонардо Ди Каприо. Как раз эти хорошо оплаченные визиты вызвали скандал, а как только Вальтер Вельтрони потерпел поражение на выборах и ему на смену пришел ультраконсерватор Джанни Алемано, он заявил, что не намерен больше финансировать телохранителей и парикмахеров голливудских звезд.

В этом году последних было значительно меньше и по количеству, и по масштабу. Заявленная Кира Найтли так и не приехала, и фестиваль прошел без огонька. По-настоящему разогреть атмосферу не смогли ветераны Аль Пачино и Джина Лоллобриджида, которым были вручены награды за вклад в кинематограф. По сути, фестиваль утонул в проходивших в эти дни в городе массовых демонстрациях протеста против политики Сильвио Берлускони.

Не было прежнего возбуждения на "бизнес-стрит" в районе Виа Венето, исчезла дорогостоящая реклама, призванная возродить традиции "сладкой жизни" над Тибром. Прошлогодний бюджет в €17 млн был редуцирован до €15 млн, а в следующем году будет срезан еще на €2 млн, хотя все равно останется одним из самых больших в Европе. Но главная проблема не в деньгах, а в том, что фестиваль так и не нашел своей концепции. То ли профессиональное кинематографическое событие по высшему разряду, то ли развлечение для местной публики. То ли международный, то ли народный.

На подмогу в этом году позвали патриарха итальянской кинокритики 86-летнего Джана Луиджи Ронди, который собрал жюри из маститых коллег-критиков, чьи вкусы не вызывают сомнений. Этот синклит присудил премию "Золотой Марк Аврелий" фильму "Опиумная война" (фильм компании "Кино без границ") афганского режиссера Сиддика Бармака. По сюжету эта картина немного напоминает старую ленту Стенли Креймера "Скованные одной цепью": белый американский офицер и чернокожий солдат после крушения вертолета оказываются в естественном плену в афганских горах в пору правления "Талибана". Ненавидя друг друга, они связаны цепью жестоких обстоятельств. Сиддик Бармак учился в Москве во ВГИКе, вернувшись на родину, на собственном опыте столкнулся с цензурой талибов, а после перемен в стране снял картину "Усама" (фильм компании "Кино без границ") и завоевал "Золотой глобус".

Жюри критиков присудило еще два приза — итальянской актрисе Донателле Финоккьяро за роль в фильме "Дамские угодники" (режиссер Эдуардо Уинспир) и украинцу Богдану Ступке, сыгравшему олигарха в польской картине Кшиштофа Занусси "Сердце на ладони". Богдан Ступка в последние годы переживает вторую молодость. Он нарасхват у лучших режиссеров не только у себя на родине, но и в соседних странах, успешно снимался и в российском кино, оставаясь одним из актеров, памятных по советской эпохе, но по-прежнему актуальных.

И все-таки самый важный приз (который тоже называется "Золотой Марк Аврелий", но важность которого усилена сопутствующей суммой в €75 тыс.) оказался в руках публики. Тайным голосованием зрители определили лауреата — им оказался фильм итальянца Джакомо Баттиано "Резолюция 819". Французский актер Бенуа Мажимель играет добровольца, который едет в середине 1990-х в Боснию, чтобы расследовать преступления Младича и Караджича, попадает в ад этнических чисток и посвящает свою жизнь борьбе за установление истины и наказание виновных. Победа этой картины свидетельствует о том, что и в Риме существует политически активная левая аудитория, на которой многие годы держится имидж Берлинского фестиваля. Как она уживется в дальнейшем с правым руководством города — вопрос, ответ на который мы получим, вероятно, уже через год.



Сайт управляется системой uCoz