Смотр достижений движущихся картинок

Большой фестиваль мультфильмов — самоубийственная затея некоторых любителей современной мультипликации — это действительно очень большой фестиваль всего важного и нового в анимации последних двух-трех лет, который пройдет в Москве в неделю школьных каникул и еще неделю сверх того.

Большой — это не шутки, это 12 площадок, 16 дней и 80 часов сплошной анимации. В этом году фестиваль проходит во второй раз, и после ажиотажа прошлого раза очевидно, что главное здесь уже состоялось: мультипликация, которая почти десять лет жила причитаниями по советской школе, национальным фестивалем в Суздале и Юрием Норштейном, в эпоху YouTube и телеканала "2 х 2" становится наконец делом модным. И во многом потому, что перестала быть развлечением только для детей — сегодня любить анимированное разрешено и взрослым. "Мультфильмы любят все" — эту фразу устроители фестиваля в первый год чуть было не сделали слоганом.

Мультфильмы, конечно, любят все, но смотрят только те избранные, кто катается по нужным фестивалям. Поэтому картин — от самых маленьких до полнометражных, которые можно увидеть только здесь, море. Их так много, что прекрасный принцип отбора отечественных фестивалей последних лет "вот тут у нас будет хорошо, а вот тут для приличия" выполнить не удалось — все в итоге хорошо. 300 с лишним мультфильмов за 16 дней — это только пеночка. В одном описании программ можно сразу заблудиться. Тут "Премьеры" — российские фильмы 2008 года, которые впервые можно будет увидеть на фестивале. Там "Победители" — лауреаты главных международных фестивалей мира. В рамках программы "Студии" — 20-летний юбилей студии "Пилот", знаменитая подборка короткометражных фильмов студии Pixar и 50-летие эстонского Nukufilm. Португальская, белорусская, венгерская анимация. Отдельная программа мультфильмов по Францу Кафке — из Польши, Канады, России и Японии. И еще столько же сверху. Так что каникулы обещают быть веселыми.

"Приключения принца Ахмеда". Фильм открытия
Лотте Райнигер, имя которой сегодня помнят только профессионалы, считается создательницей первого в истории полнометражного мультфильма "Приключения принца Ахмеда" (1926). Сказка о принце Ахмеде, который оседлал летающую лошадь и теперь, заколдованный злым волшебником, не может с нее слезть, летая по всему миру и делая добрые дела, основана на сюжете из "Тысячи и одной ночи" и снята при помощи головокружительно красивой техники силуэтов, немного похожей на театр теней. Тут неизвестно, что привлекательнее — звание первого сохранившегося анимационного фильма или сама сказка, затерянная на 80 лет и впервые восстановленная для большого экрана.
Фильм открытияЛотте Райнигер, имя которой сегодня помнят только профессионалы, считается создательницей первого в истории полнометражного мультфильма "Приключения принца Ахмеда" (1926). Сказка о принце Ахмеде, который оседлал летающую лошадь и теперь, заколдованный злым волшебником, не может с нее слезть, летая по всему миру и делая добрые дела, основана на сюжете из "Тысячи и одной ночи" и снята при помощи головокружительно красивой техники силуэтов, немного похожей на театр теней. Тут неизвестно, что привлекательнее — звание первого сохранившегося анимационного фильма или сама сказка, затерянная на 80 лет и впервые восстановленная для большого экрана.
"Петя и волк". Спецпоказ
Новую редакцию знаменитой симфонической сказки Прокофьева придумала англичанка Сюзи Темплтон — в 2008 году этот мультфильм принес ей "Оскара" за лучший анимационный фильм. Получасовой мультфильм рассказывает историю несчастного мальчика, запертого в восточноевропейских лесах с дедушкой, любимой, но глуповатой уткой и вороной со сломанным крылом. Мальчик Петя похож на маленького героического советского летчика с совершенно безумными глазами и мог бы быть срисован с мальчишек Крапивина, дедушкина изба почти что обнесена колючей проволокой, и всем героям некуда отсюда бежать. Пока Петя, выскользнув морозным утром из дедушкиного дома, пытается научить бескрылую ворону летать, привязав ее к воздушному шарику, прибежавший из лесу волк заглатывает утку — не с голодухи, а так, по дурости. Петя сам отведет его в зоопарк, а затем сам же и отпустит, поглядев, как издеваются над бедным волком злые пионеры, потому что если кто и может быть свободен в этом невеселом мире, то это только волк.

Детские программы
Фестиваль открывается день в день с началом школьных каникул, поэтому совсем недетским он быть не может. И хотя отборщики не слишком старались отделить взрослую часть праздника от детской, чтобы не совсем смущать маленького зрителя, для него есть специальная детская программа. А в программе еще программы. Например, "Маленькая Василиса", подборка для детей от 4 до 8 лет, названная по дебютному мультфильму режиссера Дарины Шмидт о забытой в лесу маленькой девочке, нарисованному в стилистике лоскутного шитья. Для детей от 8 до 12 — программы "Звездная сказка" (по названию пластилинового мультфильма об инопланетных приключениях Белки и Стрелки) и "Как я ловил человечков". Ну а самое интересное, как всегда, начинается в так называемой программе для подростков — для детей старше 12 лет. Например, "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" Александра Бубнова — очень смешной мультик, в котором герои Конана Дойла как нигде больше похожи на выросших и поменявшихся местами Винни Пуха и Пятачка. Или "Осторожно, двери открываются" Анастасии Журавлевой — про то, как в карманном метро на поездах из молний ездят туда-сюда пуговицы и булавки. У них и станции есть, и эскалаторы — все как полагается.

Ретроспектива Прийта Пярна
Прийт Пярн получал награды международных фестивалей еще тогда, когда был режиссером советским и снимал добропорядочное кино про смысл жизни на студии "Таллинфильм". После развала Союза Пярн пустился во все тяжкие, став звездой не только эстонской, но и мировой анимационной режиссуры. У него, надо сразу сказать, весьма специфический киноязык, и он спокойно позволяет себе такие шуточки, от которых канал "2 х 2" не простоял бы и дня. Поэтому программа, посвященная режиссеру, разделена на три части, и это если не считать выставки его странной графики в галерее "На Солянке". "Тайм-аут" — это фильмы Пярна советского периода, которые можно смотреть с детьми. "Ночь морковок" — его поздние фильмы только для взрослых. И исключительно взрослая премьера последней полнометражной картины Пярна "Жизнь без Габриэллы Ферри", жесткой пародии на современные шпионские детективы.

"Сита поет блюз". Фильм закрытия
Музыкальный мультфильм Нины Палей 2008 года уже получил огромное количество наград, в частности премию Аннеси, самую престижную в мире мультипликации, и является самым верным претендентом на следующий анимационный "Оскар". Здесь два героя — индийская принцесса Сита, жена Рамы из эпоса "Рамаяна", и современная мультипликаторша Нина Палей, бойфренд которой отправляется в командировку в Индию и бросает ее, сообщив об этом по электронной почте. Тут Палей задумывается о судьбе индийских божеств — в людском воплощении и те не сумели спасти свой брак. Историю Ситы рассказывают три индуса, которые тщетно пытаются вспомнить все детали забытого еще в детстве эпоса: ну, это как если бы мы пытались пересказать иностранцу "Слово о полку Игореве". Для четырех частей рассказа — оригинальных отрывков из "Рамаяны", музыкальных вставок, истории Ситы, пересказанной современными словами, и истории создательницы мультфильма — четыре анимационные техники: от классической рисованной до современной компьютерной. Идеальное пособие по тому, как всего в двух измерениях просто, легко, без всякого 3D построить целую мультвселенную. Пользуется несказанной популярностью у передовых техносайтов типа сайта журнала Wired и блога Boingboing, которым Нина с удовольствием рассказывает, как нарисовала всю историю на лэптопе компании Apple, самостоятельно санимировав во Flash.



Сайт управляется системой uCoz