Особенности национальной "Роты"

Фестиваль "Молодiсть" в Киеве завершился, объявлены призеры, но лишь один из призов киноклубов достался украинской анимационной короткометражке "Медвежья услуга". Тот факт, что в полнометражном конкурсе вообще не было украинских фильмов-участников, только усугубил вопрос, витавший в воздухе фестиваля: когда же на Украине появится реальное кино?

В первый же день я прочел в фестивальной газете высказывание киевского режиссера Олеся Санина. Автор снятого несколько лет назад фольклорного киноэпоса "Мамай" пишет, что "Молодiсть" стала напоминать ему фестивали советских времен, где для престижа или из-за информационного голода показывали недоступные в обычное время зарубежные фильмы: "Хочется акцента на национальном кинематографе. Ибо сейчас я чувствую себя гостем в собственной стране... Многие молодые воспринимают фестиваль только как модную тусовку, где можно купить легкий наркотик, а вечером его принять. И вообще мне как человеку с традиционной ориентацией быть среди такого народа неинтересно и неприятно". Это — довольно распространенная песня классиков и полуклассиков, чья ориентация на метафорическую поэзию, некогда принесшую славу украинскому кино, сегодня выглядит не просто традиционной, а в большинстве случаев реакционной.

Однако и новая генерация творцов подняла свой патриотический голос. Кто-то из авторов украинской студенческой программы призвал даже бойкотировать "Молодiсть", которая якобы недостаточно поддерживает свой кинематограф (не в том зале показали, и звук не тот, и субтитров не было). Можно усмотреть в этом завышенные амбиции. Но правда и то, что почва для кинобума на Украине сегодня благоприятнее, чем когда бы то ни было. И благоприятнее, чем в России несколько лет назад. Потому что, во-первых, здесь уже заработал кинопрокат. Во-вторых, есть пассионарный дух и сильное желание догнать и перегнать если не Америку, то Россию и Польшу. В-третьих, на Украину сделали стойку западные фестивали. В этом году в Канне поощрили главным призом короткометражку "Путники" Игоря Стрембицкого, в Берлине показали "Путеводитель" Александра Шапиро, а в Киеве в эти дни фестивальные отборщики уже вынюхивали перспективы нового фильма этого режиссера с незаурядной продюсерской хваткой. Но пока недостает четвертого важного компонента — государственной политики, способной поддержать кинематограф свежих идей, стимулировать его финансово и морально.

Преимущества момента очень легко растерять, и они могут обернуться своей противоположностью. Мы знаем это по собственному опыту. Кинопрокат в России при маломощности своего производства на десяток лет был отдан на откуп Голливуду. Интерес западных фестивалей в 90-е годы почти угас — как только стало ясно, что российская "новая волна" оказалась мифической. Что касается желания догнать и перегнать, оно может быть не только продуктивным, но зачастую просто опасным. И здесь как раз чересчур самонадеянных личностей должны вернуть к реальности фестивали, дающие экспертную оценку и точку отсчета.

В рамках "Молодости" прошла пресс-конференция дружественного фестиваля "Кинотавр" — мостом между ними служит Александр Роднянский, продюсер и попечитель обоих и один из производителей "9 роты", тоже отчасти украинской по источникам финансирования. Фильм сейчас столь же успешно идет на Украине, как и в России, однако цена успеха разная: все-таки украинским такое кино можно считать только с большой натяжкой. Зато перед нами не такой уж частый случай, когда Россия способна послужить для Украины положительным примером: это едва ли не единственная страна в Европе, где в таблицах бокс-офиса первые позиции занимают отечественные фильмы. Украинскому кино еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем оно выведет на плац свою "Роту" — национальную де-факто, а не де-юре.

На пресс-конференции сразу зашла речь о том, как фестивали могут инициировать развитие национальной киноиндустрии. И тут уже положительным примером стала не "9 рота", а "Первые на Луне". Фильм екатеринбуржца Алексея Федорченко получил путевку в жизнь на "Кинотавре" (приз за лучший дебют), а спустя несколько месяцев стал визитной карточкой российского фестивального кино, предъявляемой повсюду — от Венеции до Варшавы и Пусана. Обычный прокат в том состоянии, в котором он у нас находится, никогда бы не смог раскрутить столь причудливую и нестандартную картину.

"Кинотавр" отказался от международного конкурса и стал сугубо национальным фестивалем именно в тот момент, когда российское кино подняло свой престиж на родине и заставило приглядываться к себе мир — уже не по политическим или эстетическим, а по коммерческим соображениям. "Молодiсть" продолжает оставаться международной — и правильно делает. Национальные особенности бывают хороши, пока они не мешают рассмотреть то общее, что имеют успешные фильмы, где бы они ни появились: способность приносить зрителям радость, а продюсерам прибыль. Когда нет ни того ни другого, остаются никому не интересные особенности.

Победители фестиваля "Молодiсть"

Гран-при фестиваля "Скифский олень" ($10 тыс.): "Обвиняемый" (Accuesed). Режиссер Якоб Тюзен (Дания).
Приз за лучший полнометражный фильм ($2,5 тыс.): "Айсберг" (Iceberg). Режиссеры Фиона Гордон, Доминик Абель, Бруно Роми (Бельгия).

Дипломы фестиваля за лучший полнометражный фильм: "На запад" ("Go West") Ахмед Имамович (Босния и Герцеговина). "Полумгла" Артем Антонов (Россия).

Приз за лучший короткометражный фильм ($2,5 тыс.): "Молот" (Hammer) Мигель Салазар (Колумбия, США).

Приз за лучший студенческий фильм ($2,5 тыс.): "Мелодрама" (Melodrama) Филип Марчевски (Польша). "Вдвоем" Николай Хомерики (Франция-Россия).

Приз зрительских симпатий: "Домашняя игра" (Home Game) Мартин Лунд (Норвегия).



Сайт управляется системой uCoz