Культурное поглощение

Председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга, генеральный директор киностудии "РВС-Петербург", режиссер Дмитрий Месхиев на днях сообщил СМИ, что руководители городских кинофестивалей "Виват, кино России!", "Начало", "Фестиваль фестивалей" и "Послание к человеку" договорились о слиянии своих детищ. И уже через два года может пройти созданный на базе перечисленных Первый Санкт-Петербургский международный кинофестиваль.

Слияние и поглощение — тенденции эпохи, идет ли речь о регионах или партиях. Теперь она коснулась и кино. Примечательно, что, хотя руководители фестивалей совещались еще в сентябре, о новом проекте господин Месхиев объявил после встречи Владимира Путина с киноработниками в стенах "РВС". Впрочем, пионером укрупнения был продюсер Марк Рудинштейн, три года назад пытавшийся провести фестиваль на Дворцовой площади. Он предлагал президентам "Фестиваля фестивалей" и Международного фестиваля документального, анимационного и короткометражного фильма "Послание к человеку" Александру Мамонтову и Михаилу Литвякову присоединиться к его проекту. Господин Мамонтов тогда отказался. Господин Литвяков согласился, что позволило "Посланию" пользоваться инфраструктурой фирмы господина Рудинштейна "Киномарк". Но его согласие было обусловлено отчаянным финансовым положением фестиваля, существующего с 1989 года, единственного в России, помимо Московского фестиваля, включенного в номенклатуру Всемирной ассоциации кинопродюсеров. "Послание" не получало денег от городских властей, к тому же лишивших его офиса. Ситуация с тех пор не изменилась. Михаил Литвяков объяснил Ъ свое участие в новом проекте тем, что он "устал бороться за выживание". По его словам, господин Месхиев обещал финансовые вливания со стороны города и повышенный интерес к фестивалю со стороны телевидения. Очевидно, этот фактор стал решающим и для остальных участников проекта.

Фестивали, вошедшие в "картель", весьма неравнозначны. Если "Послание к человеку" — измученный тяжеловес мирового класса, то "Виват, кино России!", проходящий под руководством Лидии Федосеевой-Шукшиной с 1993 года, — не фестиваль, а панорама российского кино, где вручается приз зрительских симпатий. "Начало", существующее с 2002 года, — цеховой конкурс студенческих работ под руководством режиссера Евгения Татарского. "Фестиваль фестивалей", родившийся в 1993 году и компенсировавший тогда лакуны кинопроката, теперь показывает фильмы преимущественно уже закупленные и, опять-таки, без жюри.
Остаются фестивали, не охваченные новым проектом, причем международные, с жюри и призами. С 1998 года независимое кино представляют "Чистые грезы" Александра Баширова. В начале апреля в третий раз прошел Международный социальный кинофорум "Время жить". В августе 2008 года профессиональным жюри, в состав которого входил, кстати, и господин Месхиев, обзавелся Международный фестиваль короткометражного и анимационного кино "Open cinema". Еще два года назад он казался тусовкой на пляже Петропавловки, теперь же в том, что касается качества программ, конкурирует с "Посланием".

Впрочем, если бы все названные форумы присоединились к новому проекту, это сделало бы и без того трудно воплощаемую в жизнь идею и вовсе утопической. Фильмы "Вивата" и "Фестиваля фестивалей" могут укомплектовать информационные программы нового фестиваля. Но конкурсов "Послания" и "Начала" явно недостаточно для того, чтобы Объединенный фестиваль состоялся. У каждого фестиваля свои отборщики, оргкомитеты, каталоги, какие-никакие, но бюджеты. Пока предполагается, что суверенные структуры сохранятся, но над ними встанут новые органы управления, например, совет директоров. Впрочем, как сообщил господин Мамонтов, регламент нового фестиваля еще не разработан. Речь, скорее, идет о протоколе о намерениях.
Наконец, все фестивали проходят в разное время. Объединенный фестиваль намечен на осень 2010 года. Изменение расписания нарушает контакты с международными партнерами, привыкшими ориентироваться на определенные сроки. Неясно, где разместится фестивальный центр: площадей Дома Кино катастрофически мало. Да, под мегапроект можно задействовать многие городские кинотеатры. Но это вряд ли обрадует зрителей, привыкших в июне ходить сначала на "Послание", а потом на "Фестиваль фестивалей". При одновременных показах им придется жертвовать большинством интересующих их фильмов. Не говоря уже о том, что качество культурной жизни любого города в мире оценивается как раз по количеству и разнообразию событий. Чем больше фестивалей, тем больше оснований у Петербурга именоваться "культурной столицы". К сожалению, на момент подписания номера в печать господин Месхиев был занят на съемках и недоступен для комментариев.



Сайт управляется системой uCoz