"Не лизать"

За три фестивальных дня зрители смогут увидеть более 100 картин. Как обычно, будет бурлить "Кунсткамера", где молодые кинематографисты представят свой дух свободы и независимости. Акцент этого года, впрочем, есть — геополитика.

Фильмы "Зомби полярного круга", "Колобаха", "Мой собственный Михаил Саакашвили", "Человек муравей — 2", покажут борьбу плохих с хорошими и истинные лица тех и других. Ничуть не уступают им лиричные "Будка", "Простое пособие по мойке ковров", "9/12" как бы напоминая нам, что кроме борьбы есть повседневная жизнь, со своими открытиями, приключениями, тайнами.

Естественно, программы Иранского, Армянского, Финского кино привлекут зрителя своей экзотикой. Не пропустите фильм "Самосуд идет" — творение арт-группировки "Протез", которая в прошлом году шокировала часть непривычных зрителей своими картинами на фестивале. Любопытно взглянуть на "Летнее безумие", где три истории, никак между собой не связанные, тем не менее, засасывают в свой водоворот все больше людей и вот уже в финале все они пересекаются. Американец, приехавший в Латвию в поисках сводной сестры, француженка, выполняя последнюю волю мужа развеять его прах в Литве, приезжает в Латвию, считая, что это одно и то же и русский "нефтедобытчик" приехал в Латвию, что бы просверлить местный нефтепровод и жить припеваючи.

Конкурсная программа на фестивале будет представлена шестью фильмами. Казахский фильм "Карой" Жанны Исабаевой был холодно встречен на родине, которая так стремиться встать в один ряд с мировыми государствами. А здесь: "Главный персонаж фильма "Карой" Азат живет по двойным стандартам и это — его самая большая проблема. Он потерялся между ними. Азат путешествует из одного аула в другой, разрушая человеческие жизни. Он отвратительный человек. В нём нет ничего святого. Этот лжец, иногда притворяясь плачущим, иногда держа в руках нож, насилует, отбирает деньги. Наивные и беззащитные: женщины, старики и дети страдают от Азата. Он творит зло, даже если не получает от этого выгоды. Это происходит до того момента, как Азат попадает домой, к матери. Здесь мы узнаем, что он самый лучший на свете: сын, брат и дядя".

Фильм "Калейдоскоп" Ольги Дарфи был прохладно встречен на фестивале "Окно в Европу". Режиссер начинает думать, что он не сам снимает свой фильм, а кто-то другой управляет им и его картиной. Вконец измотанный борьбой с ускользающей действительностью и самим собой, отчаянно вцепившись в меркнущие границы реального мира и своего сознания, Коля все-таки побеждает "невидимого врага" и остается в пределах разума.

Бельгийская картина "Бывший ударник" Коэна Мортье уже была отмечена на многих фестивалях различными призами. К бывшему ударнику заваливаются трое калек и зовут в свою панк-группу. Они физически и умственно неполноценны — вокалист убивает и насилует женщин из-за своих комплексов, к тому же шепелявит, гитарист — печальный гомосек, ненормальный отец которого живет на привязи, а лысая мать третирует всех подряд, и почти глухой гитарист-наркоман. Вначале экс-барабанщик им отказывает, но узнав, что группа должна выступить всего однажды, решает цинично исполнить мечты калек. Прекрасно, говорит он, к тому же уродство у меня тоже есть — я не умею играть на барабанах. Он надевает косуху и с невозмутимым выражением лица покидает апартаменты, чтобы помочь придуркам выступить на панк-фестивале. Такой черной комедии от фламандцев никто не ждал.

Эстонцы представят на кинофестивале фильм Вейко Ыунпуу "Осенний бал". Монотонное одиночество жителей спального района Таллина уже оценили во многих странах мира. Фильм получил более 6 престижных наград различных кинофестивалей. Писатель Мати следит за бывшей женой через окно, — близость с другими женщинами не вызывают в нем страсти. Старый холостяк, парикмахер Август Каск, влюбляется в маленькую девочку, из-за чего оказывается обвиненным в педофилии. Мать-одиночка Лаура смотрит телевизор, — она не доверяет мужчинам, и потому оставила попытки найти нужного человека. Архитектор Маурер думает о благе для всего человечества, но не заботится о своей жене, которая ищет утешение со швейцаром Тео. Швейцар нравится женщинам, но из-за его низкого социального положения Тео никто не воспринимает всерьез.

Американский фильм "Самоубийцы: история любви", снятый хорватом Гораном Дукичем, был уже награжден на фестивале в Сандансе. Динамичная комедия про жизнь в загробном мире, который мало чем отличается от земного. Фильм, оригинальное название которого "Резчики запястий" прошел с большим успехом в американском прокате. Может благодаря тому, что руководителя загробного мира сыграл Том Уэйтс, чувствующий себя там как рыба в воде.

"Железная дорога" Алексея Федорченко — еще один конкурсант этого года. Второй свой фильм (после "Первых на Луне"), Алексей Федорченко снял в жанре фильма-дороги. Два друга воруют вагон угля, старый музейный паровоз и по заброшенной железнодорожной ветке едут продавать украденное. Это картина о поисках счастья, о том, что нельзя жить страстями, фильм о желаниях, ревности и прощении. Иными словами — о любви. Жанр картины определить очень сложно. Это и фильм-дорога, и комедия, и драма. К тому же в нем присутствуют элементы фэнтези, триллера, сказки. И море эротики!

Ретроспективные показы XI кинофестиваля "Чистые грезы — Дебоширфильм" будут посвящены Роману Поланскому и Луису Бунюэлю. Будут показаны ранние фильмы двух бунтарей XX столетия. "Забытые" Луиса Бунюэля — фильм мексиканского периода режиссера. Луис Бунюэль рассказывает о "забытых", бесшабашных и отчаянных подростках, чье маргинальное существование стало смертельной паутиной, из которой они выбраться сами уже не могут. "Призрак свободы": "Человечество производит 10 миллионов тонн экскрементов ежедневно" — говорит дама гостям за обеденным столом. Причем, каждый из присутствующих сидит на унитазе, а речь идет о проблемах экологии. Сюрреалист и друг Сальвадора Дали, Бунюэль выстраивает цепочку из персонажей, передающих друг другу "сюжет" наподобие эстафетной палочки. Фильмы "Нож в воде" и "Тупик" представят начальный этап творчества Романа Поланского, которому в этом году исполнилось 75 лет.

Завершится фестиваль 9 ноября показом ленты венгерско-российского производства "Волк", режиссеры Томаш Тотт и Александр Баширов. Что бы спасти гибнущих от волчьих клыков оленей, люди призывают шамана. Тот приходит им на помощь. Зажигательно-брутальный танец-заклинание шамана в местном клубе должен спасти оленей. В роли шамана — Александр Баширов.

Вся программа фестиваля — это попытка показать, что представляет из себя независимое кино сегодня. Есть ли новое поколение, идущее не в ногу со старым. Жажда ли денег и признания движет их творчеством или дух свободы и достоинства.

На одной конференции уже маститого режиссера спросили: "Есть ли интересная молодежь в кино. Наметилась ли смена поколений?". "Мы получили признание и стали успешными, потому что всю жизнь лизали", — ответил режиссер. "А сейчас молодые отталкивают нас и кричат: "Мы будем лизать лучше". Так что смена поколений есть", — добавил мастер.

"Чистые грезы — Дебоширфильм" уже второе десятилетие собирает в свои программы фильмы нелижущих. И что бы у них не возникало соблазна кинуться в омут наживы и гламура, XI фестиваль пройдет под девизом: "Не лизать!". Будет чуть меньше денег, но будет чуть больше достоинства.



Сайт управляется системой uCoz