Презрение к буржуа

Столицу в рамках фестиваля "Дни журнала "Кайе дю Синема" посетила знаменитая французская актриса Сандрин Боннэр. Российскому зрителю звезда представила три своих ставших классическими фильма: "За наших любимых" Мориса Пиала, "Жанну-Деву" Жака Риветта и "Церемонию" Клода Шаброля, а также свой режиссерский дебют "Ее зовут Сабина". Это документальная лента о больной аутизмом сестре Сандрин, которую актриса снимала на видео на протяжении 25 лет и которую за это время практически убила система французского здравоохранения.

вопрос: Презентовав со сцены "Жанну-Деву", вы спустились в зал, чтобы посмотреть первые двадцать минут фильма. Какие эмоции вызывают в вас ваши старые работы?

ответ: Пересматривать старые фильмы забавно. По ним очень хорошо видно, как ты изменилась. Причем видно не по лицу, я довольно часто наталкиваюсь на фотографии себя в юности и при этом хорошо знаю, как я выгляжу сейчас. Так что этот контраст меня не шокирует. В старых фильмах по-настоящему удивляет голос: "О Боже! Неужели я раньше так говорила?" А на "Жанну" я захотела взглянуть, потому что не видела эту картину больше 10 лет.

в: И какое она на вас произвела впечатление?


о: Она мне понравилась больше, чем на первом просмотре. Наверное, тогда я была слишком юной, чтобы оценить стиль фильма, такой неспешный, простой, чистый, естественный. Сейчас я посмотрела первые двадцать минут, и мне очень понравилось. Хотя, когда мне сказали, что "Кайе дю Синема" собирается показывать в Москве "Жанну", я испугалась. Все-таки пять часов фильма на иностранном языке не каждый выдержит.

в: Остальные выбранные журналом фильмы вас не смутили?

о: Нет. Лента "За наших любимых" — первая в моей карьере, и я к ней отношусь с большой нежностью. "Церемония" для меня тоже очень много значит. Эта картина мне далась огромным трудом, можно даже сказать, усилием воли. Уж больно трудная героиня. Я, чтобы чувствовать себя комфортно, должна понимать ее поступки, а почему эта женщина убила целую семью, у меня просто не укладывалось в голове.

в: Почему 25 лет назад вы начали снимать на камеру свою сестру?

о: Причин, наверное, было две. Во-первых, чтобы сохранить для Сабины память о наших с ней путешествиях по Нью-Йорку, Гваделупе и прочих городах и странах. А во-вторых, чтобы успокоить нашу маму, которая очень волновалась за Сабину: сможет ли она летать на самолете, как будет переносить путешествие... И я снимала Сабину на видео, чтобы мама видела, что она не только прекрасно себя чувствует во время наших вояжей, но и что у нее очень много разнообразных способностей и талантов.


в: Когда вы решили превратить хоум-видео в полнометражный фильм?

о: Десять лет назад, когда Сабину поместили в лечебницу для аутистов. Я видела, как обстановка больницы делает мою сестру все более и более беспомощной. Я страшно разозлилась и решила снять об этом фильм. Но, к счастью, в тот момент я не смогла смонтировать картину и закончила ее уже спустя много лет, когда злость улеглась и осталось только желание изменить ситуацию. Не только для Сабины, но и для всех, кто столкнулся с подобной проблемой. Мне очень помогли те мои видеозаписи, потому что они наглядно показывают, какой была Сабина до лечебницы и какой стала. Наша медицинская система ее практически убила. Сейчас она учится всему снова.


в
: Вы надеетесь, что ваш фильм поможет что-то изменить?

о: Во Франции он вызвал дискуссию. Его смотрели многие политики, в том числе президент Саркози. Правительство уже выделило средства на строительство новых лечебниц, на диагностику аутизма у детей, на исследования этого заболевания. Конечно, этих денег недостаточно, чтобы полностью решить проблему, но мы на правильном пути.

в: Как вы добились свидания с Саркози?

о: Я написала письмо, мой муж отнес его в Елисейский дворец, и через три дня мне перезвонили. Дело было в августе, Саркози был в отпуске, поэтому меня попросили перезвонить через десять дней и назначить дату встречи. Я не перезвонила. У меня были съемки, я не знала, какой у меня будет график... Мне позвонили еще два раза. Наконец, я сказала: "Я свободна послезавтра или через две недели". Через две недели была назначена официальная премьера фильма, и умный Саркози понимал, что ему нужно посмотреть картину до этого, поэтому мне сказали: "Приходите послезавтра". Саркози посмотрел картину и познакомил меня с министром труда Ксавье Бертраном, а тот уже стал вплотную заниматься поднятой мною проблемой.

в: У вас 10 братьев и сестер. О чем вы мечтали в детстве?

о: О нескольких минутах тишины. О собственной комнате. О том, чтобы сестры не брали без спросу мои вещи. Знаете, как это бывает в детстве, когда сестры начинают переругиваться: это моя сумочка, а это моя кофточка, а это мои колготки! Верни!

в: Когда вы стали жить самостоятельно?

о: В 17 лет. Кино меня разбаловало. На съемках фильма "За наших любимых" я увидела, как живут богатые люди, и поняла, что совсем не хочу возвращаться домой.

в: В семье вы, восходящая звезда, находились на привилегированном положении?

о: И да, и нет. Конечно, моя семья мною гордилась. Но иногда я чувствовала себя чужой. Особенно в отношениях с мамой. Она то уделяла мне больше внимания, чем другим, — например, клала перед моей тарелкой салфетку, при том что в нашем доме никогда не водилось салфеток, то в порыве злости обвиняла меня сразу во всех грехах. Хотя, конечно, я знаю, что моя семья всегда меня очень любила.

в: Это была ваша идея — стать актрисой?

о: На самом деле стать актрисой хотела моя сестра. Она прочитала в газете объявление о кастинге и взяла меня просто с собой за компанию. Нам сказали: "Приходите завтра". Три недели мы ходили на пробы, а потом моей сестре сказали, что она не подходит. Через какое-то время остались всего две претендентки: я и еще одна девочка. Как сейчас помню, ее звали Софи. Она была идеальна: симпатичная, ухоженная, закончила актерскую школу. Она все делала правильно. Она была хорошая буржуазная девочка. И мы, которые никогда не были богаты и с презрением относились к буржуа, ужасно хотели, чтобы выбрали именно меня. Даже не ради фильма, а из социального протеста. Практически все ассистенты режиссера говорили, что нужно брать Софи, но Морис Пиала настоял на моей кандидатуре. И даже уволил одного из своих помощников, который не хотел с ним соглашаться. Я получила ту роль. И моя сестра была страшно рада, потому мы "победили" всезнайку Софи.

в: Как вы потратили первый гонорар?

о: Во Франции подросткам до совершеннолетия не платят деньги. Все, что они зарабатывают, работодатели переводят на банковский счет. Но Пиала дал мне немного денег наличными, и мы с подружкой поехали в Лондон на уик-энд. Это было очень здорово. Так что свои первые деньги я потратила на себя, а потом уже стала приносить деньги в семью и до сих пор их поддерживаю.

в: Сколько вы мечтали иметь детей?

о: Одного. Все-таки жить в многодетной семье нелегко. Дети — это, конечно, прекрасно, но женщине нужна свобода. У моей мамы ее не было, постоянно нужно было о ком-то заботиться, за кем-то присматривать. В доме всегда было шумно и нервно. Сейчас у меня двое детей.

в: Вы чувствуете себя свободной?

о: Да. Моей младшей дочери 4 года, и она еще маленькая. А старшая дочь, ей 15, понимает, что я имею право на личную жизнь. Если я хочу поехать в Россию, я поеду, и дети не могут мне этого запретить. Если я хочу сниматься в кино, я буду сниматься. Если я хочу снимать кино, я буду это делать.

в: Собираетесь продолжать режиссерскую карьеру?

о: Да, во всяком случае, я на это надеюсь. Я 25 лет снимаюсь в кино, и мне хочется попробовать что-то новое. Тем более что у меня есть такая возможность. У меня спокойная, хорошо обустроенная, буржуазная, как это ни смешно, жизнь: у меня двое детей, муж, собака, просторный дом, няня, которая помогает мне ухаживать за детьми... Я чувствую, что мне будет полезно расширить сферу своей ответственности. Во всяком случае, в работе. Актеры по большому счету пассивны, они делают то, что говорит им режиссер. А мне хочется, чтобы от меня тоже кое-что зависело.



Сайт управляется системой uCoz