"Ящик Пандоры" удачно открылся

Обладательницей главного приза "Золотая раковина" 56-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне стала турчанка Йесим Устаоглу — постановщица фильма "Ящик Пандоры" совместного турецко-французско-немецко-бельгийского производства.

Как и многие другие решения фестивальных жюри последнего времени, вердикт Джонатана Демме и его коллег нельзя назвать идеальным во всех отношениях. Некоторые заметные ленты оказались вне наградного списка, другие попали в него не вполне заслуженно.

Мы писали о фильмах "Двуногий конь" (артхаус линия "Кино без границ") Самиры Махмальбаф и "Генуя" Майкла Уинтерботтома, признавая их достоинства, но не суля им больших побед, поскольку оба явно не лучшие в творчестве этих талантливых авторов. Однако именно "Двуногий конь" награжден вторым по значению специальным призом жюри, а "Генуя" — призом "Серебряная раковина" за режиссуру.

И тому и другому факту можно попытаться найти объяснения. Господин Уинтерботтом считается своим человеком в Сан-Себастьяне: он уже участвовал в здешнем конкурсе, а несколько лет назад приезжал сюда с персональной ретроспективой. Семья Самиры Махмальбаф здесь тоже не чужая: в прошлом году аналогичным спецпризом была награждена ее младшая сестра Хана Махмальбаф за действительно впечатляющую картину "Будда рухнул от стыда".

"Двуногий конь", не менее сильный по материалу (достаточно сказать, что одну из двух главных ролей играет безногий мальчик), несколько "пережарен", а режиссерский месседж о насилии в доминированном мужчинами мире чересчур прямолинеен. Но кто знает, видел ли Джонатан Демми другие фильмы семейства Махмальбаф — если нет, то и этот мог ему показаться шедевром смелости и художественной аутентичности.

Успех имела еще одна лента модного режиссера — аргентинца Даниэля Бурмана. Фильм под названием "Опустевшее гнездо" рассказывает о семье, в которой дети выросли и покинули дом, а родители переживают возрастной кризис. Актер Оскар Мартинес получил "Серебряную раковину" за лучшую мужскую роль, а Хуго Коласе отмечен за операторскую работу.

Однако главным фаворитом фестиваля стал "Ящик Пандоры" — фильм, опять же связанный с семейными раздорами и попытками найти общий язык на основе гуманизма и родственных чувств. Трое взрослых "детей", которым уже за сорок и которые давно обосновались в Стамбуле, получают известие о том, что их престарелая мать исчезла из своего деревенского дома, и едут искать ее. Попутно они выясняют отношения между собой, выводят наружу давние комплексы и травмы — словом, проводят сеанс семейной психотерапии.

Похоже, именно эта версия сюжета о дисфункции семьи (сюжета, ставшего бродячим в Сан-Себастьяне) показалась Джонатану Демме наиболее убедительной. Возможно, она напомнила ему собственную картину "Рейчел выходит замуж", премьера которой недавно состоялась в Венеции. Так или иначе, Йесим Устаоглу, уже имеющая несколько международных наград, добавила к ним сан-себастьянскую "Золотую раковину", а Цилла Челтон, играющая пропавшую старушку, разделила приз для лучшей актрисы с американкой Мелиссой Лео (фильм "Замерзшая река").

Фестиваль в Сан-Себастьяне в этом году отличался неплохим уровнем конкурса, а главное — в нем присутствовала внутренняя логика и почти не было случайных и конъюнктурных картин. Поэтому, хотя о выборе жюри можно спорить, общий итог выглядит достойно. К тому же фестиваль помог открыть несколько перспективных имен: это прежде всего Сяо Баопин из Китая, чей фильм "Уравнение любви и смерти" награжден призом "Алтадис" для начинающих режиссеров.



Сайт управляется системой uCoz