Итоги "Флаэртианы"

Хорошо, что кое-где у нас порой Москва перестает быть центром, все направляющим и контролирующим. Международный фестиваль документального кино "Флаэртиана" , крупнейший форум такого рода в России, проходит в Перми.

В первый же день фестиваля мнительный журналист спросил директора фестиваля Павла Печенкина: а кто зритель документального кино? Ответ был таков: это человек, озабоченный существованием гражданского общества, работающий интеллектуал, не чуждый эстетического любопытства. Да, формы существования документального кино напрямую связаны с функционированием гражданского общества. Поскольку именно документалистика является удивительно приемистым инструментом критики и аналитики социальной реальности. И соответственно способом наблюдения за тем, как люди вписываются в реальность или противостоят ей, выживают или склоняют головы, ищут рациональные зерна или беспечно/покорно отдаются хаосу.

Фестиваль "Флаэртиана" назван в честь Роберта Флаэрти, американского документалиста, который придумал жанр детальной кинофиксации частной жизни. "Флаэртиана" традиционно собирает программу актуальной мировой документалистики — это главный конкурс. Параллельно ему идет панорама российских документальных картин. В этом году конкурсные фильмы отличались эксцентричностью подхода к традиционным на вид темам. Проблема отцов и детей оказывалась мрачной комедией положений в фильме швейцарца Кевина Мерца "Великолепный выход". Герой фильма, лос-анжелесский актер, едет в Нигерию хоронить своего отца, которого никогда не видел. В неведомой ему африканской деревне он должен принять руководство большой семьей — целым племенем, с традициями которого он незнаком. А все потому, что он первенец. "Юмореска" румынки Дианы Делеану открывает саркастические черты в мелодраме о девяностолетних стариках, которые решают официально зарегистрировать свой брак — он длится уже лет семьдесят.. В "Таблице умножения" россиянки Елены Демидовой мальчик и девочка восьми и девяти лет каждый день совершают четырехкилометровое путешествие в школу, и их дорога к знаниям изобилует комическими ссорами и примирениями. В "Портном" испанца Оскара Переца сняты бесконечные скандалы начальника и подчиненного в крохотной барселонской лавке-ателье. Оба эмигранты, ненавидят друг друга и зависят друг от друга. Нехитрая съемка с одной точки не мешает фильму превратиться в "древнюю" сказку об уставшем врать Ходже Насреддине.

Дискуссии о хитростях съемок, точнее, об их мало- и крупнобюджетности, постоянно велись и в кулуарах фестиваля. Снимать при наличии денег и при отсутствии таковых — ох, любят сейчас на эту тему поговорить кинематографисты. Появление дешевых качественных видеокамер развязало руки тем, кто раньше не мог доставать бюджеты из закромов родины или карманов продвинутых продюсеров. Теперь если человек решил снять фильм, он, в сущности, может его снять. Но может ли хорошая идея и внятное режиссерское решение победить отсутствие денег? Тут мнения как раз и расходятся. Одни верят в оригинальность взгляда на персонаж и обстоятельства. Другие предпочитают профессионализм в катании операторской тележки и прочие принадлежности классической съемки. Споры очень жаркие. Понятно, что деньги шику не помеха. Но я лично на стороне тех, кто уверен, что небольшая идея на малом съемочном пространстве может привести к чудесным результатам. Главное все-таки разглядеть мучающий нас дуализм реальности в несложной или, напротив, сложной жизненной ситуации. А потом сакральным режиссерским маневром "затащить" происходящее в кадр. С минимальными потерями для происходящего.
Впрочем, теория, конечно, суха. А на поверку мы видим, что лучшие фильмы рождаются из действительно эксцентричных идей. И смелых решений.

Как, например, решение серба Младена Матисевича снимать фильм об артистичных формах собственной депрессии — о своей безнадежной попытке участвовать в городском марафоне. Эта картина — "Как стать героем" — совершенно не зря получила приз ФИПРЕССИ (Международной организации кинокритиков и кинопрессы). С такой формулировкой: "Автор вышучивает сначала самого себя, а потом социумы, легко поклоняющиеся фальшивым идолам".

В номинации "Лучший полнометражный фильм" победила картина режиссера из Индии Ниште Джайн "Лакшми и я". Лакшми — хрупкая молодая женщина, работающая уборщицей. Ее работодательница — как раз режиссер фильма. Их разделяют кастовые различия, образование, мировоззрение. Ситуация самих съемок, на первый взгляд, может показаться двусмысленной. Однако по ходу съемок побеждает чувство антропологического равенства.

Приз за лучший короткометражный фильм был отдан картине "Цианоз" иранки Роксареш Гхаммагхами. Это рассказ о художнике Ямшиде Аминафаре, который безоглядно верит в свой художественный потенциал и продолжает рисовать запутанные картины, казалось бы, никому не нужные.

На мой взгляд, принципиальным во всех фильмах "Флаэртианы" становится то, что авторы фильмов, как и их персонажи, верят в значимость взгляда на мир каждого человека. Собственно, в этом суть, смысл и задача "Флаэртианы" — предложить зрителям эту многозначность, многослойность мира и право каждого высказывать свое мнение о нем. К этому выводу в результате пришли участники главного фестивального диспута — конференции "Кино в провинции: факты и перспективы." Инициировано заседание было, чтобы с помощью "мозговой атаки" понять, как подступиться к масштабному разворачиванию кинопроизводства в крае. В Пермском и, безусловно, в других. Документалистика должна развиваться в регионах независимо от центра. Частные высказывания о частных проблемах должны стать основой культурной доминанты — так, документалистика как инструмент "беспокойного" творческого высказывания и как поле зрительского интереса станет "культурным бульоном". И чем "наваристей" он будет, тем больше он будет влиять на гражданское самосознание. Без которого нам, прямо скажем, уже некуда.

Клинтон понастроил городских площадок для волейболистов, чтобы "выпускать пар" из растерянных и не обремененных зарплатами горожан. Миттеран лет пятнадцать назад обязал региональные институции Франции выделять деньги на производство короткометражных фильмов — игровых и документальных. Тоже, чтобы снять социальное напряжение — пусть наиболее беспокойные внедряются в окружающий мир не только с мечом (и мячом), но и с камерой. Теперь правительство Пермского края внесло в план экономического развития региона финансирование "Флаэртианы". Это истинный культурный прорыв. Это серьезное отношение к документалистике как тонкому социальному инструменту, позволяющему самому обществу узнавать о том, что в нем происходит. Не с телеэкранов, ангажированных политтехнологами, а из частных, так сказать, "кино- и видео" рук. Известно, что европейская документалистика дает серьезную фору своим российским коллегам именно "по линии" индивидуальных трактовок бытия и бескомпромиссной частной критики общества.

Гран-при фестиваля получила картина французского документалиста Георгия Лазаревски "Дом у стены". Это поистине романное повествование о доме престарелых, который расположен под стеной, что строится вокруг Иерусалима. К своему преклонному возрасту обитатели дома достигли покоя в душе и философской ясности в восприятии мира, но вот оказываются в зоне нескончаемого военного конфликта. Который вроде бы напрямую их не касается. Или, напротив, именно бурление Большой Истории дает старикам энергию жить — вот что странно и загадочно в этом фильме. Рассказ становится глобальной метафорой зависимости человеческой судьбы от мира, который навязывает фантомные условности, какие бы формы они ни принимали: политические или частные.



Сайт управляется системой uCoz