Ретроспектива Нагисы Осимы

После нескольких лет, потраченных на подготовку и исследования, заведующий Синематекой Онтарио Джеймс Квандт подготовил первую за последние 20 лет в Северной Америке ретроспективу фильмов японского режиссера Нагисы Оcимы"В империи Осимы" (In the Realm of Oshima: The Films of Japanese Master Nagisa Oshima).

Ретроспектива 26 картин японского режиссера пройдет с 31 октября по 9 декабря. Она представит зрителям глубокое изучение провокационного и прогрессивного наследия Осимы. В рамках программы зрителям представят все художественные работы Осимы и два документальных фильма, снятые им в последние годы жизни. Многие из этих картин были отреставрированы специально к этому мероприятию.

Творчество Нагисы Осимы, культовой фигуры и источником вдохновения для режиссеров японской "новой волны", не очень хорошо известно широкому зрителю, малое количество его картин можно найти в формате DVD. Об "Империи Осимы" официально будет объявлено во время кинофестиваля в Нью-Йорке, проходящем с 27 сентября по 13 октября.

Синематека Онтарио покажет данную ретроспективу в важнейших культурных центрах Канады и США, включая Walker Art Center (Миннеаполис), Pacific Cinematheque (Ванкувер), Harvard Film Archive (Кембридж), Northwest Film Center (Сиэттл), Pacific Film Archive (Беркли), National Gallery of Art (Вашингтон) и George Eastman House (Рочестер).

Ретроспектива откроется 31 октября с показа недавно отпечатанной копии фильма "Жестокая история о юности" (Cruel Story of Youth) (1960), который считается чем-то вроде "На последнем дыхании" японской "новой волны". Беспрецедентное для тех времен, полное сексуальных сцен, исследование насилия, охватившего аморальную и аполитичную молодежь послевоенной Японии.

По горячим следам 32-летний Нагиса Осима поставил "Похороны солнца" (The Sun's Burial) (1960), в котором он продолжил исследовать опасную тему — предательство правительством своих подданных путем совершения так называемого послевоенного "экономического чуда". Эта история поставлена в трущобах Осаки и рассказывают о проститутке, которая продает кровь на черном рынке.



Снятый и сыгранный с необычайной, порой даже пугающей интенсивностью следующий фильм режиссера "Ночь и туман в Японии" (Night and Fog in Japan) (1960) представляет собой кинематографическое эссе о политических движениях в послевоенной Японии. Этот фильм ознаменовал собой серьезный прорыв в карьере Осимы. Снятая 47 длинными планами картина начинается на свадьбе двух леваков; на церемонию собирается группа активистов из бывших студентов, принимавших участие в митингах против пакта о ненападении, который Япония заключила с Америкой. Сразу же после выхода картина была изъята из проката, что подтолкнуло Осиму к тому, чтобы уйти со студии Shochiku и организовать собственную студию Sozosha.

Для многих критиков, высочайшим достижением студии Осимы Sozosha стал изысканно снятый фильм "Смерть через повешение" (Death by Hanging) (1968), сработанная в брехтианском духе черная комедия, основанная на подлинных событиях и рассказывающая о корейском студенте R., которого собирались повесить за изнасилование и убийство двух женщин. Студенту удалось выжить после казни, однако он потерял память. Узнав, что R. страдает амнезией, правительство решило установить его вину и казнить его повторно.

"Мальчик" (Boy) (1969), также основанный на подлинной истории, рассказывает о том, как одна семья зарабатывала на жизнь дорожно-транспортными происшествиями, в буквальном смысле подбрасывая своего ребенка под машины.

В "Человеке, который оставил завещание на пленке" (The Man Who Left His Will on Film) (1970), Эндо, молодой режиссер бросается навстречу своей смерти и оставляет случайные кадры крыш и улиц Токио на своей кинокамере. Его друг Мотоки считает это самоубийством и начинает искать правду. Безжалостные крупные планы фильма могут считаться автобиографичными — они складываются в своеобразную экзистенциальную головоломку, которую должен собрать сам зритель.

В "Церемонии" (The Ceremony) (1971), Осима создает хронику могущественного клана Сакадура, со всеми его бедами и радостями, начиная с 1946 года. На пленке остаются все церемонии клана: похороны, свадьбы и воссоединения. Посредством флэшбеков Осима открывает перед зрителем темное прошлое семьи — коммунистов и милитаристов, военных преступников и удачливых бизнесменов, звезд спорта и патриархов, склонных к самоубийству; словом всех тех, кто оказались вовлечены в послевоенный подъем японской экономики.

Всемирная слава пришла к Осиме после выпуска провокационной картины "Империя чувств" (In the Realm of the Senses) (1976), основанной на подлинной истории сексуальной одержимости, случившейся в 30е годы. Фильм, довольно откровенно изображающий запутанное переплетение секса, власти и насилия, запрещали, немилосердно резали, обсуждали и проклинали.

Созвучный с предыдущими работами Оcимы, посвященными расизму и человеческой жестокости, следующий его фильм — "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" (Merry Christmas, Mr. Lawrence) (1983) — был благожелательно встречен критикой. В картине снялся Дэвид Боуи (David Bowie) — в роли лейтенанта-мятежника, а известный композитор Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto)исполнил роль одержимого командира военного лагеря, который влюбился в персонажа, сыгранного Боуи.

Первая за четырнадцать лет картина Оcимы "Табу" (Taboo) (2000) была снята в декорациях Киото 1865 года; это мощная история о гомосексуальной страсти между самураями. Сложная драма, в которой переплетены похоть, честь и жажда мести, "Табу" заканчивается сценой битвы между мужественным и грубым воином Таширо и прекрасным и соблазнительным Кано.

Пройдя путь от независимого кинематографа, клаcсики японской "новой волны", к признанным на международном уровне картинам, Нагиса Осима всегда снимал фильмы, наполненные такой красотой, изяществом и умом, что они непременно захватывали зрителя. При помощи ретроспективы аудитории предлагается уникальная возможность насладиться невероятными работами одного из самых динамичных из ныне живущих японских режиссеров, радикально изменившего не только сам кинематограф, но и мир, в котором мы живем.

По материалам официального пресс-релиза



Сайт управляется системой uCoz