А теперь не смотри

В Венеции — доме знаменитого кинофестиваля — остался один действующий кинотеатр. В то время, когда звезды со всего мира прилетают на фестиваль, местным жителям остается довольствоваться одним экраном.

Вся Венеция была залита огнями — от вспышек тысяч папарацци, от сияния звезд и кинокритиков, собравшихся на ежегодный кинофестиваль, на короткое время превращающих город в центр кинематографической вселенной.

Но на узких улочках за пределами за пределами Гранд канала — совсем другая история. Жители выступают против повышения цен на жилье и против политики городского управления, благодаря которой в историческом центре города остался всего лишь один кинотеатр.

И если раньше почти у каждого жителя по соседству располагался маленький кинозал, в котором крутили все подряд — от мультфильмов до немецкого артхауса, то теперь венецианцы вынуждены собираться в единственном оставшемся кинотеатре Giorgione, ранее специализировавшемся на софт-порно, а теперь изменившем свой репертуар в пользу мейнстрима. "Оказалось, что под красным ковром ничего нет", — написал Чезаре Фиюми в местной газете Corriere della Sera.

"В других итальянских городах дело обстоит столь же печально, но это выглядит парадоксально в городе, где проводится один из крупнейших в мире фестивалей, — заявил Роберто Эллеро, сегодняшний владелец Giorgione. — Единственное, на чем сейчас можно заработать, это туризм".
Каждый день количество туристов в Венеции достигает отметки в 55 000 человек, однако в это же время цифра местных жителей неотвратимо снижается: сейчас в городе проживает около 60 000 человек, тогда как в 1931 году эта цифра составляла 164 000. Предсказывают, что такими темпами в Венеции не останется жителей уже к 2046 году.

В Венеции закрываются больницы, а магазины колбасных изделий превращаются в туристические офисы. Кинотеатры не отстают: такие места, как Rossini, Progresso, Olimpia, San Marco и Art Deco Cinema Italia уже исчезли с лица земли. Местный активист 38-летний Маттео Сеччи, призывающий жителей Венеции не покидать город, рассказывает, что он получил кинообразование в кинотеатре Moderno, теперь ставшем супермаркетом: "Я посмотрел там все фильмы с участием Брюса Ли, а также "Ад в поднебесье" /Towering Inferno/".

Одним из первых закрывшихся кинотеатров стал Il Vecchio в Campo San Margherita, построенный внутри заброшенной церкви. "Giorgione закрылся позднее, возможно, его софт-порно-репертуар привлекал более преданных зрителей", — сказал Сечи, который также выступил за то, чтобы в центре Венеции поставили электронный экран, на котором велся бы счет населения города в реальном времени.

Даже если кинотеатры и продолжают исчезать, итальянское кино в этом году укрепляет свои позиции. В Торонто будут показаны семь картин итальянских режиссеров, а в Каннах по заслугам были оценены драмы "Гоморра" /Gomorra/ и "Диво" /Il Divo/.

Город также остается источником вдохновения для многих писателей и режиссеров. с тех пор, как Николас Роуг послал по улочкам Венеции карлика с ножом и в красной шапке за Дональдом Сазерлендом в "А теперь не смотри" (1973), Венеция стала олицетворением зловещей меланхолии, хотя многие режиссеры последнего времени предпочитают размеренное существование каналов взрывам дворцов, что особенно было заметно в последнем "Казино "Ройяль". Впрочем, из этого правила есть исключения — в 2000 году была снята комедия "Хлеб и тюльпаны", главную героиню которой, домохозяйку средних лет, забывает рассеянный муж, и ей приходится начать новую жизнь в Венеции, где она с удивлением, буквально в двух шагах от туристических маршрутов, обнаруживает живое и гостеприимное сообщество.

Сохранение подобных сообществ — цель жизни Эмануэля Дель Карло, члена группы 40xVenezia, в которой состоят 30- и 40-летние жители Венеции. Группа выступает против того, чтобы частные дома брались в аренду гостиницами. В последнее время таким образом отели Венеции "завладели" более чем тысячью частных домов.

"Кино, безусловно, важно для Венеции, поскольку, откровенно говоря, с наступлением темноты в городе нечего делать, — считает Дель Карло. — Кинотеатр Giorgione хорош, но он очень маленький, и если бы не поддержка городского совета, его бы вообще не было".

Эллеро, давший кинотеатру вторую жизнь, сообщил, что в Giorgione ежегодно посещают 75 000 человек и что городской совет пообещал открыть новый зал вместительностью в 50 мест, а к 2010 году заново открыть кинотеатр Rossini. "Если Rossini откроют, прямо в центре Венеции выстроится огромная очередь из местных жителей", — утверждает Дель Карло.

По материалам Guardian



Сайт управляется системой uCoz