Каждому свое кино

Пресыщенная блокбастерами, отечественная публика приглядывается к артхаусному кино. Однако прокатчикам таких фильмов по-прежнему сложно удовлетворять запросы интеллектуалов и при этом не работать себе в убыток. Компания "Кино без границ" вынуждена искать компромисс на рынке коммерческого кино.

Артхаус, интеллектуальное кино, то есть "кино не для всех", называют некоммерческим. Больших денег в этом сегменте кинобизнеса не крутится — он содержит в себе множество ограничений: скромные производственные и рекламные бюджеты, ограниченный прокат (как правило, не больше 25 — 30 копий) и небольшое количество площадок, которые будут это кино показывать, а также небольшая зрительская аудитория. Тем не менее сбрасывать со счетов подобные картины не стоит. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", в СНГ кассовые сборы за 2007-й кинопрокатный год составили $565 млн, что на 37,1% больше показателя 2006 года ($412 млн). При этом из 350 выпущенных фильмов 115 шли в ограниченном (не более 25 копий) прокате. И впервые в истории число картин ограниченного проката перевалило за 100. "Наиболее жизнеспособной представляется бизнес-конструкция, когда кинопрокат строится в основном из коммерческих картин, а артхаус идет как дополнительная "опция", — говорит директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. Основанная Сэмом Клебановым и зарекомендовавшая себя в качестве прокатчика артхауса компания "Кино без границ" пойдет по обратному пути. В коммерческом кино Клебанову придется столкнуться с жесткой конкуренцией. По мнению экспертов, в ближайшее время принципиально расстановка сил на рынке не изменится.

Шведский десант

История началась в Швеции, где Сэм Клебанов живет с 1991 года. Программист по образованию, в 1994 году он создал компанию Maywin Soft. Название фирмы подсказал его друг, англичанин Барри Эпплби: maywin в переводе с иврита означает "понимающий". Спустя некоторое время Клебанову пришла в голову необычная идея — продавать шведские сериалы в Россию, и он позвал в партнеры Барри Эпплби, который, к слову, был автором книг и справочников о кино. В августе 1996-го Maywin Soft года была переименована в Maywin Media, ее акционерами стали Эпплби и Клебанов. Первым делом партнеры попытались продать в Россию знаменитый сериал "Монти Пайтон". Они долго не могли сойтись в цене с потенциальным покупателем — каналом ТВ-6, но на горизонте появился новый канал — "Рен ТВ", который с ходу заплатил требуемую сумму. "Пока продавали "Монти Пайтон", успели разобраться в том, как функционирует эта организация под названием телевидение, — вспоминает Сэм Клебанов. — Потом написали письмо на шведское телевидение, и нас пригласили на встречу в Стокгольм. По дороге мы обсуждали, как построить беседу, чтобы они не заподозрили нас в некомпетентности. Впрочем, к тому моменту я уже успел выучить, например, слово "бетакам" (профессиональный формат телевизионных кассет). По итогам встречи в Стокгольме, мы стали обладателями большой сумки просмотровых кассет". Всего на их покупку было потрачено около 1500 крон, то есть порядка $200 — по выражению Клебанова, "серьезное вложение денег для человека, который живет на зарплату программиста". Через месяц-два Сэм поехал в Москву, а потом в Санкт-Петербург — знакомиться с телеканалами. В результате два шведских сериала — научно-фантастический "Зона" и "Ищейка" — были проданы "Пятому каналу", и партнеры заработали свои первые деньги в качестве агента шведского телевидения — около $8000 — 9000. Вскоре на шведском телевидении появился новый глава продаж Томас Юсефсон, который обрадовался появлению шведско-английского союза в лице Сэма Клебанова и Барри Эпплби. В Россию шведы давно уже ничего не продавали, и владельцев Maywin Media сделали эксклюзивными агентами на весь бывший Советский Союз. На первые вырученные деньги по приглашению Томаса Юсефсона партнеры поехали на телерынок в Будапешт, а затем в Канны. Так, до 1998 года компания работала как агент, то есть перепродавала права на показ телесериалов. Шведское телевидение порекомендовало Maywin коллегам из Дании, а позднее партнеры познакомились с компанией Nordisk Films, для которой также искали в России покупателей на скандинавские и канадские фильмы. У Сэма Клебанова была коронная фраза, открывающая двери: "Я из Швеции".

Японский бог

К 1998 году Сэм Клебанов окончательно бросил программирование и, по его словам, "уже вполне серьезно занимался кинобизнесом". "Когда мы попытались расширить нашу деятельность, то я заметил, что, например, фильмы, которые нравятся лично мне, в России никто покупать не хочет, — рассказывает основатель "Кино без границ". — Читая журналы типа Variety, я обратил внимание, что эти фильмы, как правило, в каждой стране покупают одни и те же фирмы. Я понял, что в России такой компании нет, и решил ее создать". В то время кинопроката в России, как такового, не существовало, бизнесом считалось видео и телевидение, а кино, по выражению Клебанова, было просто "продажей копий за откаты". Но герою статьи выпал шанс, которым он сумел воспользоваться. Главным гостем на Гетеборгском фестивале 1998 года был Такеши Китано, который приехал со своим фильмом "Фейерверк" (Hanabi). "Я случайно встретил Китано на улице, — рассказывает Клебанов. — И тут же подошел. В 1995 году я провел месяц в Японии, какое-то количество слов из разговорника у меня в голове засело. Поэтому как-то представился по-японски, потом перешел на английский и сказал, что мне понравился фильм, и я очень хочу купить его на Россию. Ну, слово за слово. Он сказал, что этим занимается компания Celluloid Dreams". Через неделю, на Берлинском фестивале, Клебанов пришел к Celluloid Dreams, где о нем уже знали от Китано. Как потом выяснилось, о покупке этого фильма уже почти договорилась российская "Интерсинема", однако Сэм приехал раньше и по рекомендации Китано. Фильм обошелся в $15 000, и на него была потрачена часть средств от продажи московской квартиры семьи Клебанова. Около полугода Сэм не знал, что делать, но его, уже как прокатчика, начали приглашать с "Фейерверком" на фестивали, где он завел много полезных знакомств.

Долгая дорога в дюнах

В августе 1998 года, ровно через неделю после дефолта, Клебанов пришел к Владимиру Григорьеву, президенту видеодистрибьютора "Премьер Видео Фильм" с готовой идеей бренда "Кино без границ". "Это было безумие, рынок рушился, каждый день закрывались видеокомпании, а я искал партнеров, чтобы выпустить фильм Китано, — вспоминает наш герой. Григорьев познакомил Клебанова со своими партнерами по кинопрокату — компанией "Кармен", с которыми Сэм договорился о совместной работе. В это время окончательно сложился имидж бренда "Кино без границ" как прокатчика некоммерческого кино. "Зачем давать негативное определение — некоммерческое кино, — сказал тогда Сэм Клебанов Игорю Лебедеву (сейчас — генеральный директор "Кармен Видео Фильм"). — Вот есть слово "блокбастер". Давай создадим еще одно — "артхаус". Звучит красиво. А что это такое — будем объяснять. Так, в общем-то, я взял на себя сомнительную честь обогащения или засорения русского языка еще одним иностранным словом". По словам кинокритика Кирилла Разлогова, у Клебанова найдется десяток конкурентов, утверждающих, что они первые, кто перенес англоязычное понятие Аrt House в контекст российского кинобизнеса.
Несмотря на то, что фильм Такеши Китано оказался не востребован (прокат и продажа телеправ принесли в сумме около $13 000), партнеры наделали шума и сумели выпустить кинофильм на видео. В условиях кризиса, когда конкурентов практически не было, Клебанов начал покупать лучшие фильмы на кинорынках за "смешные", по его словам, деньги. Но заработать на них в то время было практически невозможно. В тот период Клебанов говорит, что приходилось параллельно работать в ночную смену на хлебозаводе. Прорывом для компании стала картина "Покажи мне любовь", вышедшая в кинотеатре "Стрела" и собравшая около $30 000. После года совместной работы с "Кармен" весной 2000 года в компании произошел конфликт интересов. "Я не хотел делить бренд на все направления деятельности, — говорит Клебанов. — Тогда они решили создать свою марку "Другое кино", под которой предложили выпускать мои фильмы. Я пожелал им удачи и остался при своем. Так в России появилось два конкурирующих артхаусных бренда". Следующие два года "Кино без границ" существовало под крышей "Премьер Видео", кому Клебанов предложил создать совместную кинопрокатную компанию. Тогда же, в 2000 году, в "Кино без границ" пришел нынешний вице-президент и креативный директор Антон Мазуров. Клебанов, Мазуров и Надежда Котова (представитель "Кино без границ" в Москве, сейчас работает в "35 мм") создали компанию Cosmopol Film Distribution, с брендом "Кино без границ". Однако и этот актив приглянулся "Премьеру". "Тогда был момент, когда все делили мейджоров, — рассказывает Клебанов. — "Премьер" вел активные переговоры с United International Pictures, чтобы те перешли от "Ист-Вест" к нам. При этом они стали презентовать компанию: покупать большие пакеты фильмов, чтобы мы их могли выпускать. В общем, складывалась такая ситуация, когда нашу компанию могли забрать. Мы продали акции Cosmopol за копейки, но за нами остались практически все фильмы, так как права на них принадлежали шведской Maywin Media".
Так, в 2002 году партнеры в очередной раз все начали с нуля. Еще какое-то время "Кино без границ" существовало под одной крышей с прокатной компанией "Пантера", причем каждый выпускал свои релизы. "Тут опять к нам на помощь пришел дружище Китано, — вспоминает Клебанов. — Первым выпущенным нами фильмом стали его "Куклы", которые прошли с феноменальным успехом. Кроме того, мы выпустили фильм Отара Иоселиани "Утро понедельника", он тоже прошел очень неплохо. Благодаря вот этим двум фильмам мы могли не просто снова подняться на ноги, но и побежать вперед". "Куклы" собрали больше $200 000 всего двумя копиями, "Утро понедельника" — около $60 000 одной копией за 2 — 3 месяца. Кроме того, Иоселиани предложил "Кино без границ" делать копродакшн его фильмов. Следующим прорывом для компании стало создание нового кинопрокатного тренда в России — азиатский хоррор "Темные воды" собрал около $250 000 в прокате (при покупке он стоил примерно в 10 раз меньше). Осенью 2003 года "Пантера" и "Кино без границ" решили разделиться, и последняя компания стала независимым прокатчиком артхаусного кино.

Смена настроения

Компания Клебанова недолго смогла прожить на одном артхаусе. Сборы фильмов "Кино без границ" в прокате 2007 года составили $1,5 млн (из них половину забирают кинотеатры) плюс прибыль от продажи прав на телевидение и DVD-дистрибьюция. Однако компания не устояла под коммерческим натиском. "У нас очень хорошая, прибыльная библиотека (более 200 фильмов), которая постоянно приносит деньги, — говорит Сэм. — Но расходы на содержание компании растут не как в Европе — на 3% ежегодно, а в полтора раза в год. В России, особенно в Москве, где гигантская зарплатная инфляция и бешеные расходы на аренду офиса, ты не можешь заниматься только артхаусным кино, нужно или сокращать компанию и свои возможности по выпуску фильмов, или в дополнение к артхаусу брать коммерческое кино".
В сентябре 2007 года Сэм Клебанов, который с 2003 года являлся 100-процентным владельцем "Кино без границ", продал 50% бывшему совладельцу холдинга Ritzio Олегу Чамину, которому принадлежит сеть магазинов "Настроение". Эксперты оценили сумму сделки в $2 млн, однако в компании эти цифры не комментируют. "Когда я только познакомился с Олегом Чаминым, мы обсуждали кинопроизводство, — рассказывает Клебанов. — Потом выяснилось, что учились в одной школе и жили в одном районе. Вот так слово за слово. Я понимал, что у него DVD-дистрибьюция, у меня кинодистрибьюция. К весне 2007 года выкристаллизовались наши общие интересы". В отношении репертуара ничего не изменилось, но благодаря серьезным финансовым вливаниям Клебанов получил возможность удвоить интенсивность релизов и покупать гораздо более дорогие фильмы (например, "Молодость без молодости" Фрэнсиса Форда Копполы). Компания стала независимой от выплат телеканалов, которые не всегда поступали вовремя, то есть получила финансовую устойчивость, а также возможность активно продавать свой, в том числе и артхаусный, продукт в сети "Настроение" (более 80 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре).
Чуть больше месяца назад партнеры объявили о своем решении выйти на рынок более широкого, коммерческого кино — под новым брендом "Настроение". Потратив в целом чуть более 2 млн евро, "Кино без границ" уже закупила новые фильмы Спайка Ли ("Чудо святой Анны"), Стивена Фрирза ("Шери" с Мишель Пфайфер), Клода Шаброля ("Друг" с Жераром Депардье), Лорана Гюэля ("Внутренний круг" с Жаном Рено), мультфильм "Иллюзионист" режиссера Сильвэна Шомэ, фильм от продюсера "Птиц" Жака Перена под названием "Океаны" и другие картины, многие из которых еще не сняты. То есть партнеры сделали ставку на известные имена. По мнению экспертов, этот шаг переносит компанию, успешную и известную на артхаусном рынке, в зону конкуренции с прокатчиками коммерческого кино, в том числе с голливудскими мейджорами. "Им действительно придется вступить в жесткую конкуренцию, — говорит директор по кинопрокату компании "АМЕДИА" Наталия Лазарева. — Крупным прокатчикам, таким как ЦПШ, легче заниматься артхаусом, потому что у них есть базовый пакет, релизы фильмов с большим бюджетом, на которые обращают внимание наши кинотеатры. Последние подсознательно берут артхаус у крупных дистрибьюторов, рассчитывая на их лояльность". "Кино без границ" идет от обратного, то есть имея в активе это специфическое кино, берется прокатывать коммерческое. Так или иначе новому бренду в ближайшее время вряд ли удастся изменить расстановку сил на рынке. Коммерческих фильмов, по предварительным оценкам главы "Кино без границ", компания будет выпускать 6 — 8 в год. При этом первоначальная цель партнеров — выйти на уровень кассовых сборов в $20 млн годовых, причем уже в 2010 году. Эксперты сомневаются в реалистичности этих планов. Но есть еще одна вещь, которая сплотила партнеров — интерес к кинопроизводству. Клебанов выступил продюсером и сценаристом римейка гонконгского боевика Джонни То — "Горячие новости", который находится в состоянии post production. Бюджет картины составил чуть больше 2,5 млн евро, еще 1 — 1,5 млн евро будет потрачено на продвижение. Телеправа на фильм уже проданы Первому каналу, который покупал у "Кино без границ" все фильмы Джонни То. По словам Клебанова, за границей картина будет восприниматься как артхаус, сатирический боевик, а в России выйдет в прокат как коммерческое кино.

Закрытый показ

Конкуренты компании Клебанова и Чамина не дремлют. "Наш бренд CP Classic существует уже почти 10 лет — с момента закупки первого фильма, который вышел в ограниченный прокат, — рассказывает руководитель департамента CP Classic группы компаний "Централ Партнершип" Наталья Хлюстова. — Просто с этого года мы выделили арт-кино в отдельную линейку под брендом CP Classiс". Что же касается бренда "Другое кино", то они ушли с артхаусом в другую нишу. "Мы в основном занимаемся изданием коллекционных DVD (таких режиссеров, как Феллини, Пазолини, Росселини и других), — рассказывает арт-директор компании "Кармен Видео" Ян Левченко. — Это не кинотеатральный формат. Три года назад рынок перестроился, и мы сделали ставку на другое. Артхаус, классика, арт-мейнстрим развиваются по другим схемам. Часто за решениями стоит чей-то личный вкус". По словам Хлюстовой, у "Кино без границ" большой процент азиатского кино и пока не очень известных фестивальных европейских режиссеров. "Мы отбираем картины по другому принципу, — говорит она. — То, что фильм является авторским, само по себе не означает, что он неинтересен широкой аудитории. Наша цель — сделать артовое кино, насколько это возможно, массовым, поэтому стараемся покупать фильмы известных режиссеров, призеров фестивалей или кино с известными актерами. Так, мы являемся прокатчиками фильмов Ларса фон Триера, Вуди Аллена, Дэвида Линча, Джима Джармуша, Вонга Кар-Вая". Так, общие сборы ЦПШ по России за 2007 год по ограниченному прокату составили $2,35 млн.
Один из самых положительных моментов артхаус-бизнеса заключается в том, что фильмы стоят намного дешевле, чем релизы голливудских мейджоров, в среднем, по словам Лазаревой, — от $20 000. "Артхаусные фильмы могут стоить от $10 000 — 15 000 до $100 000, — говорит Клебанов. — Впрочем, у Джима Джармуша или Вуди Аллена совсем другие уровни цен". Еще один плюс в том, что жизнь артхаусного кино в прокате длится дольше, чем у коммерческого. "Основная масса сборов не приходится на первые два уик-энда, некоммерческое кино существует за счет постоянного зрителя и "сарафанного радио", — рассказывает Хлюстова. — Оно по-другому раскачивается, и со временем зарабатывает больше и больше". Проблема, скорее, в том, что продавцам артхауса по-прежнему приходится убеждать в целесообразности подобного проката кинотеатры. На некоммерческом кино специализируется разве что кинотеатр "35 мм", работают с артхаусом сеть "Пять звезд" и "Ролан",
ГК "Парадиз" и "Киноцентр". По словам Хлюстовой, CP Classic пытается сотрудничать с сетью "Синема Парк". Но это, скорее, единичные случаи. Торгово-развлекательные центры сегодня работают на семейную публику, которая гарантированно идет только на блокбастеры.

Справка о компании "Кино без границ"



Сайт управляется системой uCoz