Музей имени Сахарова теряет основные фонды

Директор музея имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров подал в отставку по собственному желанию. Свое решение он объяснил конфликтом с учредителями по поводу финансирования и развития музейных проектов. В окружении Юрия Самодурова его увольнение объясняют все же тем, что его "вывели из строя" судебные разбирательства вокруг скандальных музейных экспозиций — "Осторожно, религия" и "Запретное искусство".

Вчера директор музея имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров объявил об увольнении по собственному желанию. Причины такого решения — разные взгляды на развитие музея с учредителями из фонда Сахарова (председателем правления фонда является правозащитник Сергей Ковалев). В разговоре с "Ъ" господин Самодуров дал понять, что конфликт с учредителями носит "прагматический характер". Так, российский фонд имени Сахарова, ссылаясь на скудные пожертвования головного американского офиса, в последнее время настаивал на сокращении финансирования. "При требуемом бюджете в $450 тыс. в год мне предлагалось сформировать смету в $100 тыс. А этих денег с трудом хватило бы на оплату коммунальных платежей и содержание технического персонала". Музей же, по мнению директора Самодурова, "не равен музейному зданию": "Он требует трат на хранение, комплектование музейных объектов, исследовательские программы, постоянные экспозиции, издательские проекты. А от меня требовали сокращения штата. К тому же учредители, кажется, не определились, нужны ли им стержневые музейные проекты: помимо деятельности Андрея Сахарова мы занимались темами тоталитарного прошлого и современного искусства".

Музей имени Андрея Сахарова создан в 1996 году. Его учредителем является фонд Андрея Сахарова (США) под председательством вдовы Елены Боннэр. Миссия музея — "содействие сохранению исторической памяти о жертвах политических репрессий и преступлениях советского режима и содействие укреплению в современной России ценностей открытого демократического общества и государства, которые отстаивал и разделял Андрей Сахаров".

Напомним, что современное искусство оказалась наиболее скандальной сферой деятельности музея. Нашумевшие выставочные проекты "Осторожно, религия!" и "Запретное искусство" с концептуальными арт-объектами на религиозные темы вызвали волну возмущения среди православных радикалов. Плакаты, рекламирующие напиток coca-cola с изображением Христа, водочные бутылки с луковицами, символизирующими купола (выставка "Осторожно, религия!"), а также Христос с головой Микки-Мауса или распятие, украшенное орденом Ленина ("Запретное искусство"), противники сочли "возбуждающими ненависть либо вражду, а равно унижающими человеческое достоинство". В марте 2005 года Таганский суд Москвы признал Юрия Самодурова и его коллегу Людмилу Василовскую, организаторов выставки "Осторожно, религия", виновными по ст. 282 УК, приговорив их к штрафу по 100 тыс. руб. А в мае нынешнего года уголовное дело по той же статье было заведено по факту экспозиции "Запретное искусство".

Господин Самодуров не обвиняет правление в прямом сокращении финансирования после скандала с выставочными экспозициями, однако убежден, что современное искусство в фонде не считают первостепенным. "К слову, независимо от исхода судебного разбирательства по "Запретному искусству", музей эту схватку уже проиграл. Выставки 'Запретное искусство'-2008 уже не будет",— объяснил "Ъ" экс-директор музея.

"У нас действительно были некоторые трения по финансовым вопросам. Речь шла о сокращении программ и экономии средств, на что Самодуров идти не хотел",— пояснил "Ъ" член правления фонда имени Сахарова Анатолий Шабад. В фонде не отрицают, что выставочная деятельность музея попала под сокращение сметы. При этом члены правления и убеждены, что "запрет на проведение выставок "Осторожно, религия" и "Запретное искусство" — полный бред и беззаконие".

Анатолий Шабад сообщил "Ъ", что уход Юрия Самодурова стал для фонда "неприятной неожиданностью": "Мы очень ценим то, что сделал Юрий Самодуров для музея. И направили ему письмо с просьбой остаться, но он отказался". В окружении господина Самодурова склоняются к тому, что "у директора просто сдали нервы": "От проблем с финансированием, помноженных на суды, он просто вышел из строя,— объяснил собеседник "Ъ" в фонде.— Решение бросить музей просто неадекватное. Найти ему замену в короткие сроки крайне сложно". Господин Самодуров в разговоре с "Ъ" фактически признался, что бороться за музей, которому "отдал 12 лет жизни", больше не может.

Как сообщили "Ъ" в правлении фонда, временным исполняющим обязанности директора музея стал заместитель Юрия Самодурова Игорь Веритильный. Правление занимается поиском кандидатов на вакантную должность.



Сайт управляется системой uCoz