"Главный фашист Советского Союза"

В Литве на 78-м году жизни после тяжелой болезни скончался знаменитый литовский, в прошлом — советский актер Альгимантас Масюлис.

Альгимантаса Масюлиса в шутку называли "главным фашистом Советского Союза". Он сам не раз говорил, что всю жизнь мечтал сыграть Дон Кихота. Однако большинство кинорежиссеров неизменно видели в нем либо эсэсовца, либо западного шпиона, в любом случае "не нашего" человека. Считалось, что у него типичная "буржуазная" фактура: лицо аристократа, повадки барина, взгляд интеллектуала.

Кстати, он и дебютировал в кино ролью фашистского офицера в уже забытом сейчас литовском фильме "Игнотас вернулся домой". Но подлинную, всесоюзную славу ему принесла роль фашиста Вилли Шварцкопфа в картине "Щит и меч". Режиссер Владимир Басов тогда предложил ему сыграть немецкого офицера не по пропагандистским шаблонам советского кино, а совсем иначе. Альгису было что вспомнить: война застала его подростком, рядом с его домом в Вильнюсе три года стояла немецкая авторемонтная бригада: каждый вечер солдаты доставали аккордеон, коньяк, приглашали девушек и устраивали танцы. "Немцы не были такими уж дураками, какими их было принято тогда выставлять,— вспоминал он в одном из интервью.— Если солдатам было наплевать на войну, то среди офицеров были настоящие идейные нацисты: образованные люди".

Все злодеи Масюлиса были умны, интеллигентны, хорошо воспитаны и циничны. Дипломированные убийцы и рационалисты, в разных картинах они не были близнецами. В том, как играл их Альгимантас Масюлис, опознавалась хорошая профессиональная школа. Уроженец литовской деревни, Масюлис в 1951 году окончил актерскую студию при знаменитом Паневежисском драматическом театре под руководством легендарного режиссера Юозаса Мильтиниса. Больше четверти века актер играл на сцене этого прославленного театра, с конца 1970-х он был одним из ведущих актеров Каунасской драмы.

Только театральные зрители знают, что диапазон актерских возможностей замечательного актера был гораздо шире того, что предлагал ему кинематограф. Разумеется, на сцене он не был просто специалистом по злодеям. Его манера игры, соединявшая в себе психологическую точность со вкусом к остроте и даже гротеску, открывала ему дорогу к самым сложным ролям мирового и литовского репертуара.

Кинозрителям огромной страны эта часть творческой биографии Альгимантаса Масюлиса, увы, осталась практически неизвестна. Зато прославились фильмы, в которых он играл,— "Никто не хотел умирать" Витаутаса Жалакявичюса, "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Бархатный сезон", "Вооружен и очень опасен", "Крах инженера Гарина", "Остров сокровищ". "Стрелы Робин Гуда". В последний раз на российском экране он появился в небольшой роли в сериале "Каменская".

Незадолго до смерти Альгимантас Масюлис принял приглашение эстонца Арбо Таммиксара сняться в художественно-документальной картине "Фрицы и блондинки". В фильме три главных героя, три актера, по одному из каждой прибалтийской республики: литовец Масюлис, латыш Улдис Лиелдидж (хотя тому доводилось надевать мундиры вермахта и СС гораздо чаще, чем Масюлису, всесоюзная слава обошла его стороной) и эстонец Тыну Аав. По замыслу автора картины их монологи вместе с кадрами из фильмов о войне должны были показать, как в СССР эволюционировал кинообраз врага. Действие фильма разворачивается в латвийской усадьбе, где проходит слет прибалтийских киноактеров, игравших нацистов в советских фильмах. Из окон свисают стяги: на одном серп и молот, на другом — свастика, на фасаде готическими буквами немецкая надпись на черном фоне: "Привет бойцам идеологического фронта!" Бойцом Альгимантас Масюлис никогда не был, но даже на идеологическом фронте сумел остаться умным и тонким художником.



Сайт управляется системой uCoz