"Возможность кораблекрушения"

Картина известного писателя "Возможность острова" /The Possibility of an Island/ была названа швейцарской газетой Le Temps "возможностью кораблекрушения".

Как писатель, Мишель Уэльбек долгое время считался "анфан терриблем французской литературы". Как режиссер, судя по откликам на его дебют, он просто "террибль". Некоторые кинокритики даже ушли с середины премьерного показа "Возможности острова" на 61-м кинофестивале в Локарно. Оставшиеся — прохихикали весь сеанс, отпуская довольно ехидны и грубые реплики.

Сам Уэльбек, возможно, почувствовав враждебный настрой аудитории не только не появился на пресс-конференции, но и не представил, как это принято на кинофестивалях, свою картину. "Возможность острова" была переиначена швейцарской газетой Le Temps в "возможность кораблекрушения", а французское издание Le Figaro сообщило своим читателям, что премьера самого ожидаемого французского фильма "превратилась в фарс".

Картина основана на одноименном романе Уэльбека, опубликованном три года назад и получившем неоднозначный прием у публики. Будучи в юности студентом киношколы, Уэльбек настоял на том, чтобы самостоятельно написать сценарий и снять фильм. И книга, и фильм рассказывают о загадочном будущем мире, в котором все великие монотеистические религии (которые, к слову, Уэльбек презирает) заменены культами. Главный герой, Даниэль 1, встречает самого себя в форме клона, Даниэля 2, который был создан, чтобы продолжить работу после его смерти.

Большая часть фильма, как кажется, снята в какой-то заброшенной каменоломне, хотя на самом деле — на Канарах, на острове Лансароте. Костюмы персонажей и технические приспособления, которыми они пользуются, как будто бы позаимствованы из дешевых научно-фантастических фильмов 50-х или из первых — еще черно-белых — серий "Доктора Кто". Бессвязное, фрагментированное повествование разворачивается под саундтрек, в основном, состоящий из "Болеро" Равеля.

Четыре романа Уэльбека, в основном, "Элементарные частицы" и "Платформа", получили признание всего читающего мира и принесли автору славу чуть ли не самого читаемого французского автора. Эти книги представили хотя и горькое, но в то же время и комическое видение западной культуры и цивилизации, погрязшей в лицемерии, лжи и безрадостном сексе. Как писатель Уэльбек некоторыми считается гением, некоторыми — мошенником. Кинокритик издания Le Temps, Кристин Сальвадо сказала, что в "Возможности острова" представлено не "философское видение" писателя, а обычный "упрощенный футуризм". Единственным персонажем, наделенным человеческими чертами, оказался пес главного героя. Чувство юмора Уэльбека, не раз выручавшее его книги, кажется, полностью оставило его на съемочной площадке, считает Кристин Сальвадо.

Le Figaro написал, что единогласное мнение критиков после премьерного показа в "экспериментальной секции" в Локарно было таким: "не фильм, а катастрофа, банальный, полный дешевой уличной философии".

Один из блоггеров на сайте швейцарского телевидения написал: "Писатель так и не появился на пресс-конференции... Видимо, он где-то провалился вместе со своей машиной. Как, впрочем, провалился и его фильм. Скорее всего, оба они прилетели с другой планеты".

Вряд ли эти нападки всерьез обеспокоят Уэльбека, который очень любит эпатировать публику и представлять себя жертвой, принесенной на алтарь настоящего искусства. Так, в небольшом пресс-релизе, распространявшемся перед премьерой картины, он описал себя фигурой, "искренне презираемой всеми теми, кто представляет из себя хоть что-нибудь во французской культуре".

По материалам The Independent



Сайт управляется системой uCoz